КОММЕНТАРИИ
В оппозиции

В оппозицииВ чем прав Путин

11 АПРЕЛЯ 2013 г. АНТОН ОРЕХЪ

ИТАР-ТАСС


Не знаю уж, откуда Путин взял миллиард долларов иностранных вливаний в НКО, но сколько бы там ни было на самом деле, у его страха действительно глаза велики. И Путин действительно верно выбрал средство. Он верит, что из-за границы к нам идет зло. Зло в его понимании – это то, что тем или иным способом способно подорвать его власть. Он верит, что подрыв идет через эти организации. Цифры – это уже детали. Главное – убежденность в том, что конструкция выглядит именно так. И Путин делает простой вывод: достаточно перекрыть канал зарубежной помощи, как эти НКО перестанут нормально финансироваться, а следовательно, перестанут нормально функционировать. И в этом случае перестанут представлять угрозу для его власти. А других угроз для нее и нету.

Путин не прав? Путин прав. Я сейчас не имею в виду подрыв наших устоев на иностранные деньги. Какие цели преследуют иностранные грантодатели, оказывая такую помощь, пускай они сами и объяснят. Кто-то движим стремлением ко всеобщему просвещению, открытости границ, налаживанию связей всех со всеми и построению демократии. У кого-то, вполне допускаю, соображения не столь романтические и более прикладные. Но дело в том, что иного способа существования для серьезных НКО в России практически не осталось.

Проблем бы не было, если бы те же самые структуры щедро финансировались нашим состоятельными гражданами или если бы граждане простые от чистого сердца жертвовали свои деньги на нужды правозащитных, общественных и тому подобных организаций. Но простые граждане не жертвуют в массовом порядке деньги. И богатые люди тоже. Богатые, подозреваю, просто боятся. Ходорковский, вон, дожертвовался. А простые граждане не чувствуют в себе такой потребности. И есть у меня сильное подозрение, что не чувствуют они не только потребности жертвовать, но и в самих этих организациях потребности не чувствуют. Что есть они, что нет их – без разницы.

И если вы человек неравнодушный, то получается, что вам надо идти «шакалить у посольств» и убеждать заграницу в том, что вы собираетесь заниматься делом, полезным для своей страны, но нужным и для всеобщего, так сказать, блага тоже.

Вот такая складывается парадоксальная ситуация. Можно делать сколь угодно важное для России дело, но в самой России денег вы на него никогда не найдете. Прежде всего потому, что тут на это важное дело всем наплевать. А кроме того, делать это небезопасно. Ведь властям не наплевать! Их раздражает любой протест, любое дело, которое делается без их ведома, не по их плану и хотя бы косвенно не направленное на укрепление власти. И единственным, кто готов помочь, оказывается добрый заграничный дядя, которому, по идее, как раз и должно быть до фонаря, что у нас происходит.

Гражданское общество – это не просто какие-то организации. Это потребность в таких организациях. Потребность массовая. Массовое участие в их работе или хотя бы материальная их поддержка. В этом смысле в России никакого гражданского общества нет. И в этом смысле Путин действительно прав, полагая, что достаточно распугать иностранных финансистов и вся общественная деятельность НКО в нашей стране просто загнется. 

Фото ИТАР-ТАСС/ Валерий Шарифулин

Версия для печати