КОММЕНТАРИИ
В оппозиции

В оппозицииОтпилили, чтоб не выросло?

Мария Олендская / ЕЖ

«Пилораму» в этом году отменили. Я ездила туда с 2007 года, и мне жаль…Абсолютно не помню, в какой структуре официально задействована, поэтому пишу как посетитель, участник и заинтересованное лицо.

Что это такое? Это ежегодный форум, проходящий на территории бывшего лагеря «Пермь-36» усилиями сотрудников музея, пермского уполномоченного по правам человека, волонтеров, «Мемориала», Фонда «Защиты гласности», а также некоторых перманентных сочувствующих, например, Александра Липницкого. Форум — это двое суток практически непрерывных дискуссий, концертов, спектаклей, кинопоказов и выставок, не считая неформального общения и познавательных путешествий по лагерным баракам и особой зоне, карцерам и БУРу.

Лагерь «Пермь-36», в котором сидели Юрий Орлов и Сергей Ковалев, Михаил Мейлах и Балис Гаяускас… Многие «политические» отбывали наказание в соседних зонах. Одна из претензий к форуму — проведение концертов на территории, которая была местом заключения, а порою — и гибели людей. Я внимательно наблюдала за теми, кто здесь сидел. Не считают они, что их чувства оскорблены. И хрестоматийный пример бывшего узника Аушвица, вернувшегося туда в наши дни с внуками, чтобы станцевать под мелодию «Iwillsurvive» — это правильно!

Что могу вспомнить из поразившего за несколько лет на «Пилораме»: концерт Шевчука под проливным дождем, порядка десяти тысяч человек, мокнущих и слушающих… Моноспектакль Алексея Девотченко при такой же погодке, и даже без навеса над сценой. Показ «Катыни» Анджея Вайды в два часа ночи, ибо в тот год очень плотная была программа. «Один день Ивана Денисовича» в исполнении Александра Филипенко, выставку «Россия для всех». Юлия Кима и овацию после каждой песни. Виденный только на фото квартет — Городницкий, Ким, Ковалев и Лукин с песней «Атланты». Венгерских и немецких авторов, буйного Псоя Короленко, азартно схватившего гитару вместо запланированной речи, американского консула в Екатеринбурге Тима Сандаски. Добродушных «Митьков»… А еще Улицкую и Иру Ясину, епископа Тамкявичюса и ночные посиделки, на которых Макаревич и Шаов играли вдвоем… А еще попытку кого-то из совсем молодых посетителей ударить Сергея Ковалева — так выражалось несогласие с позицией Сергея Адамовича. И сыновей директора «Перми-36», бросившихся на выручку и носивших потом синяки как медали. И медленную речь Адама Михника, считающего, что польская интеллигенция, отправившись говорить с рабочими Гданьской судоверфи, сделала большой вклад в обрушение Берлинской стены… И взъерошенных участников, выходящих после дискуссий в душных бараках. И маленькую Горбаневскую рядом с высоченным Павлом Литвиновым , и Василя Овсиенко в вышиванке… И кусачки, которыми галерный раб «Перми-36» Шмыров перерезал колючую проволоку в знак открытия фестиваля. И невозможную по воздействию экскурсию Арсения Рогинского по лагерю, и мою подругу и коллегу Марину Королеву, пришедшую с этой экскурсии с перевернутым лицом…

Будет еще? Не знаю! Как поет участник «Пилорамы-2012» бард Юрий Хейфец: «Был соловей — нет соловья? Врете! Будет!». Хочется верить. Хотя я бы согласилась с жестким заявлением прикамского омбудсмена Татьяны Марголиной: «Считаю, решение Попечительского и Общественного советов об отмене «Пилорамы-2013» было вынужденным… Программа «Пилорамы» была подготовлена (все знают, что она формируется по заявительному принципу в соответствии с заявленной темой Форума) и представлена на пресс-конференции в июне. Однако, несмотря на неоднократные обращения и просьбы, организационный комитет по проведению гражданского Форума в крае создан не был, его заседания не проводились, открыто программа Форума не обсуждалась. В так называемом рабочем режиме были беспрецедентные для нашего края попытки ввести цензуру на Форуме (речь шла о том, какие мероприятия включать в программу, а какие нет, это же касалось и некоторых спикеров, модераторов, музыкальных групп и кинопоказов). Не встретив понимания организаторов «Пилорамы», администрация края пошла по «традиционному пути», сократив финансирование до такой степени, что проведение мероприятия стало невозможным».

С вашего позволения, в следующих статьях я поэтапно и подробно расскажу о данс макабр вокруг «Перми-36» и «Пилорамы». А еще я очень хочу пожелать директорам музея и форума Татьяне Курсиной и Виктору Шмырову мужества.


Фотография Мария Олендская / ЕЖ

Версия для печати