КОММЕНТАРИИ
В оппозиции

В оппозицииСценарии для Навального

17 ИЮЛЯ 2013 г. АЛЕКСАНДР РЫКЛИН

ИТАР-ТАСС
Если не лукавить и не лицемерить (поэтому, собственно, я и обойдусь без фальшивой оговорки «как бы мне хотелось ошибиться!»), то следует признать, что в суде над Алексеем Навальным и Петром Офицеровым есть всего одна интрига. Правда, малозначительной ее назвать трудно. Она, как вы, разумеется, понимаете, заключается в том, будет ли срок реальным или условным. Впрочем, поскольку обвиняемых по делу двое, то интрига эта отчасти разветвленная. То есть посадить могут Навального, а Офицерова оставить на свободе. Или наоборот. (С них станется — они же любят пошутить. Кстати, сам Алексей, с которым я говорил буквально на днях, вовсе не исключает именно такого развития событий.) Но в эту, вроде бы, классическую историю политической расправы неожиданно вплелся важный побочный сюжет. Я имею в виду московские выборы. И картина сразу кардинально изменилась. У обеих сторон появились, что называется, игровые возможности.

Намеренно не стану сейчас оценивать решение Алексея Навального принять участие в мероприятии, которое власти проведут в начале сентября, и в результате которого, как любят нынче говорить важные тошнотворные политологи, «Сергей Семенович Собянин легитимизирует свой градоначальственный статус». Позволю себе лишь скупую констатацию: Алексей Навальный сознательно пошел на серьезное усложнение ситуации. Он в эту унылую черно-белую картинку пожелал добавить разных красок. И, прямо скажем, у него это получилось. Теперь к вопросу, который мы сформулировали в начале этой заметки, добавился еще один: а хотят ли власти, чтобы Навальный принял участие в московских выборах? Тут самое время обратиться к законодательству и понять, при каких обстоятельствах имя популярного оппозиционера может действительно оказаться в избирательном бюллетене.

Итак, по закону Навальный сможет принять участие в выборах московского мэра, если к тому моменту его обвинительный приговор не вступит в законную силу. Что это означает на практике? А вот что… Цитируем Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации:

Статья 389.4. Сроки апелляционного обжалования приговоров или иных судебных решений:
1. Апелляционные жалоба, представление на приговор или иное решение суда первой инстанции могут быть поданы в течение 10 суток со дня постановления приговора или вынесения иного решения суда, а осужденным, содержащимся под стражей, — в тот же срок со дня вручения ему копий приговора, определения, постановления.
2. В течение срока, установленного для обжалования судебного решения, уголовное дело не может быть истребовано из суда.
3. Апелляционные жалоба, представление, поданные с пропуском срока, оставляются без рассмотрения.

Статья 389.10. Сроки рассмотрения уголовного дела в суде апелляционной инстанции:
Рассмотрение уголовного дела в апелляционном порядке должно быть начато в районном суде не позднее 15 суток, в верховном суде республики, краевом или областном суде, суде города федерального значения, суде автономной области, суде автономного округа, окружном (флотском) военном суде — не позднее 30 суток и в Верховном Суде Российской Федерации — не позднее 45 суток со дня поступления его в суд апелляционной инстанции…

Другими словами, Навальный может быть приговорен хоть к реальному сроку наказания, хоть к условному, Алексея могут даже взять под стражу в зале Кировского суда 18 июля — и все равно это не помешает ему принять участие в выборах мэра Москвы!

Такое изощренное издевательство над Навальным, такая шуточка над всеми нами — заставить участвовать в избирательной кампании человека, который сидит в тюрьме, а потом на выходе нарисовать ему процентов пять — вполне отвечала бы духу нынешней эпохи и той общественной атмосфере, что воцарилась сегодня в любезном отечестве. Над этой изысканной шуткой чекисты разных мастей, должностей и званий месяцами бы ухахатывались в чекистских норах, прославляя своего остроумного вождя и учителя… Но как бы там ни было, приходится констатировать, что мяч в любом случае на стороне власти и на первый взгляд кажется, что, какой танец они ни изберут для Алексея Навального, такой он и вынужден будет сплясать. Если только в определенный момент не решит послать Кремль подальше с его гнилым репертуаром… Далее мы неминуемо уходим в сумрачную зону догадок и предположений.

Вроде бы пока создается впечатление, что Кремль по каким-то не вполне ясным и совершенно неочевидным причинам действительно озаботился бутафорской легитимацией московских выборов. Ну, с чего бы в ином случае Собянину совершать такой странный поступок и дарить Навальному недостающие голоса муниципальных депутатов? (Предположение, что мэр действует самостоятельно, в отрыве от общей стратегии в отношении Навального, мы отбросим как смехотворное.) Если сценарий по протаскиванию Навального в избирательный бюллетень действительно начнет воплощаться в жизнь, то очень хочется верить, что Алексей, в независимости от того, будет ли он в тот момент на свободе или нет, найдет способы его разрушить и достойно выйти из этой ситуации. Почему-то мне кажется, что он окажется в состоянии предложить эффектную и эффективную контригру.

С другой стороны, мы с вами уже какое-то время назад вполне аргументированно декларировали закат эпохи сложных политических комбинаций и наступление эры бесхитростных лобовых решений. Простых и суровых. В этой логике всю вакханалию с московской избирательной кампанией крамольного оппозиционера надо заканчивать как можно быстрее. А тогда, конечно, решение Кировского областного суда ждать придется недолго и Алексей Навальный будет лишен регистрации кандидата в мэры Москвы до наступления дня выборов.

Впрочем, на момент написания этих строк он ее еще и не получил…   

Фото ИТАР-ТАСС/ Михаил Почуев / Сергей Бровко


Версия для печати