НОВОСТИ

Церковь и модернизация

18 ДЕКАБРЯ 2009 г. СВЕТЛАНА СОЛОДОВНИК

В Высшей школе экономики состоялся семинар «Православная церковь и модернизация России: вызовы XXI века». Он был организован по инициативе руководителя Высшей школы экономики профессора Евгения Ясина. Основной вопрос, предложенный для обсуждения — какова сегодня роль православия в развитии страны, его возможность влияния на экономику, социум, мораль, культуру и т.д.?

В семинаре участвовали историк Ирина Карацуба, ректор Свято-Филаретовского института проф.-свящ. Георгий Кочетков, профессор СФИ искусствовед Александр Копировский, социолог религии, руководитель проекта "Энциклопедия религиозной жизни России" Сергей Филатов, прот. Владимир Федоров (СПб) и др.

В своем выступлении проф.-свящ. Георгий Кочетков затронул проблему мифологизации православия, связанную, на его взгляд, с незнанием подлинной церковной традиции. Необходимо различать норму церковной жизни и сложившуюся практику. Важно всегда ставить вопрос: соответствует ли существующая практика живой традиции церкви или противоречит ей? Ответ на этот вопрос может оказаться неудобным, потому что многое из того, что широко распространено в церковной действительности, находится в прямом противоречии с нормой исповедуемой веры, и об этом можно и нужно говорить.

Мы не можем не думать о свободе и достоинстве личности. Свобода и достоинство личности — это основа основ. И это имеет прямое отношение к экономике. Мои свобода и достоинство невозможны без признания свободы и достоинства ближнего. Пока люди не понимают, что связаны друг с другом, пока не установлена норма этих взаимосвязей, говорить об экономике всерьез невозможно.

Александр Копировский напомнил о начале 90-х годов, когда только что освободившаяся от гнета советского режима церковь переживала время ожидания и надежд. Произошло то, о чем в 1930-х годах писала мать Мария (Скобцова) — церковь победила, но в неё пришли люди, воспитанные коммунистическим мышлением. Они усвоили православную фразеологию, но не преодолели в себе «совковости». С одной стороны, они стали ломать то, чего не могли понять. С другой — начались ностальгические вздохи по XIX веку, т.е. появилось некритическое отношение к прошлому.

Одной из самых больших опасностей и болезней современности, по мнению Копировского, является стилизация. Она коснулась культуры, искусства, всей жизни человека. Важно, чтобы внутреннее содержание соответствовало внешней форме. Слово сейчас крайне девальвировано, поэтому нужно подкреплять его реальными делами, положительными примерами. Если такой пример будет дан теми, кто находится сейчас во главе светской и церковной власти, то можно рассчитывать на существенные изменения и в церкви, и в обществе.

Сергей Филатов в своем докладе подчеркнул, что в самой природе христианства заложен громадный потенциал модернизации. В новое время ярче всего он проявился в протестантизме, а русское православие оказалось в этом отношении наименее «поддающимся». Почему? Превалирование ценностей и идеалов созерцательного монашества, помноженное на квиетизм и сервилизм, неизбежно сопутствующие авторитарной власти. Советская. власть принесла еще большее отвержение мира.

Насколько РПЦ способна сейчас влиять на социум и экономику? Программа патриарха Кирилла и его команды строится на вере в благую роль православия, верности национальным традициям, традиционному христианскому устроению жизни. В случае успеха она может помочь национальному подъему. Однако самостоятельная сильная позиция предполагает дерзость противодействия несправедливости и жестокости власти, критика пороков власти не может обойтись без критики властей предержащих, а Московская патриархия (по-видимому, осознавая собственную слабость) стремится к поддержке власти, поэтому не хочет задеть ее своей критикой. 

Серьезный порок модернизации по Кириллу: неприятие коммунизма не ведет к принятию политической демократии и идеи прав человека. Основы социальной концепции РПЦ прямо объявляют идеальным строем средневековую монархию — с демократией церковь готова только мириться.


 

Версия для печати