НОВОСТИ

Выпустите

12 АПРЕЛЯ 2010 г. ЕЖЕДНЕВНЫЙ ЖУРНАЛ

Председатель Московской Хельсинкской группы, член Совета при Президенте Российской Федерации по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека Людмила Алексеева и исполнительный директор Общероссийского общественного движения  «За права человека», член Экспертного Совета при Уполномоченном по правам человека в РФ, член Московской Хельсинкской группы Лев Пономарев сочли необходимым обнародовать свое обращение к президенту Дмитрию Медведеву о необходимости широкой амнистии. Текст был передан адресату две недели назад. Поскольку обращение явно не возымело последствий и Госдума уже начала прием амнистии по самому «узкому» варианту,  то авторы придают его гласности.

Правозащитники пишут:

«С огромной озабоченностью и тревогой мы узнали о том, что широко разрекламированные планы широкой амнистии перечеркнуты, и что постановлением Госдумы планируется освобождение только порядка 200 человек, «имевших отношение к Великой Отечественной войне».

Мы считаем, что такие действия депутатов чреваты печальными социальными последствиями.

Во-первых, отказ от широкой амнистии противоречит духу и целям идущей сейчас масштабной реформе уголовно-исполнительной системы, ключевым элементом которой является разделение заключенных, совершивших преступления повышенной общественной опасности и рецидивистов, от иных категорий. Вместо колоссальных перемещений заключенных на новые места отбытия наказания, что уже, по данным правозащитников, привело к многочисленным случаям грубого нарушения прав осужденных, унижениям и избиениям, можно было бы воспользовавшись амнистией, предоставив возможность многим впервые осужденным, или осужденным за преступления небольшой и средней тяжести, или находящимся в заключении под следствиям по таким обвинениям, выйти на свободу, или быть переведенными в колонии-поселения. Очевидно, что разгруженную систему мест заключения реформировать будет куда проще.

Во-вторых, в последние месяцы сотни тысяч человек в местах заключения жили в напряженном ожидании амнистии к 65-летию со дня Победы, тем более, что в прессе многократно приводилось различные числа якобы подлежащих амнистии, в диапазоне от 50 тыс. вплоть до свыше 300 тыс. человек. Разочарование может привести к всплеску беспорядков и иных проявлений отчаяния, что реально обозначает угрозу широкомасштабной дестабилизации в местах лишения свободы.

Кроме того, резкое и явно необоснованное (якобы по причине нехватки времени на подготовку текста проекта) изменение позиции Госдумы по амнистии подрывает надежды общества на гуманизацию государства, на постепенный отказ от крайне репрессивных форм уголовного законодательства, так контрастирующих сегодня с общественными ожиданиями и практикой европейских государств.

Мы призываем Вас в рамках реализации своих конституционных прерогатив направить в Госдуму проект амнистии, причём, как можно более широкой.

Мы считаем, что под такую амнистию должны подпасть все обвиняемые или осужденные за преступления небольшой и средней тяжести, не связанные с преступлениями против личности, все преступления, совершенные по неосторожности, а также все осужденные и подследственные (кроме особо тяжких статей), имеющие серьезные болезни, инвалиды, достигшие пенсионного возраста, беременные, имеющие несовершеннолетних детей.        

С учетом того, что Вы говорили о заказных делах против предпринимателей, необходимо включить в амнистию так называемые экономические дела. 

Большой общественный резонанс в различных слоях общества вызвали обвинения в разжигании расовой, религиозной, межнациональной и социальной вражды.

Нам отвратителен расизм и национальная и религиозная нетерпимость, однако очевидно, что многие дела, возбужденные по так называемым экстремистским обвинениям (ст.ст. 282, 282-1 282-2 УК РФ) носят политизированный характер. В ноябре прошлого года на заседании Совета уже обращалось Ваше внимание на откровенно расширительный и тенденциозный характер правоприменения положений ст. 282 УК РФ в части вражды к социальным группам, подчас носящие откровенно нелепый характер. Также нелепа охота за людьми, преимущественно молодыми, якобы состоящими в экстремистских организациях, давно распущенных и запрещенных решениями судов.    

Поэтому мы считаем очень важным включить в предлагаемую амнистию и все составы преступлений, подпадающих под признаки статей Уголовного кодекса РФ 282, 282-1 и 282-2,  разумеется, только в том случае, если обвиняемые и осужденные не применяли насилия и не призывали к насилию.  

С учетом реальностей, такая мера будет означать некое подобие политической амнистии и значительно усилит престиж закона и государства в обществе».
Версия для печати