НОВОСТИ

Регионы отчитались по ОРКСЭ

13 ОКТЯБРЯ 2010 г. СВЕТЛАНА СОЛОДОВНИК

В конце сентября в Москве, в Российской акаде­мии государственной службы, состоялся симпозиум, посвященный итогам апро­бации комплексного учебного курса "Основы религиозных культур и свет­ской этики" (ОРКСЭ). Напомним, что эксперимент по введению этого курса в школы начался 1 апреля 2010 года (с началом 4-й четверти) и продолжился в этом учебном году. Обсудить итоги собрались представители 19 регионов, в которых прово­дится эксперимент, — учёные, государственные служащие, занимающиеся про­блемами государственно-конфессиональных отношений, представители ка­федр социологии и религиоведения, представители конфессий, учителя и сотрудники региональных управлений образования, члены региональных Общественных палат. Подробный отчет о симпозиуме вывешен на сайте портала Credo.Ru.

Среди учеников, участвующих в эксперименте, был проведен опрос (буквально через месяц после начала занятий, то есть после 4-х занятий), опрошены 4 725 учеников в 19 регионах Рос­сии: в больших, средних и малых городах, а также в сёлах. Большинство опрошенных учащихся (42,1%) осваивают модуль "Основы светской этики", 30,6% опрошенных изучают "Основы православной культуры", 20% — "Основы мировых религиозных культур", 5,2% — "Основы исламской куль­туры", 2% — "Основы буддийской культуры", 0,1% — "Основы иудейской культуры".

В Вологодской, Калининградской, Пензенской, Свердловской, Курганской, Новосибирской, Томской областях, Красноярском и Камчатском крае 50-70% школьников изучают "Основы светской этики". "Основы мировых религиозных культур" пользуются популярностью в Карачаево-Черкесии и Чувашской Респуб­лике. В Костромской, Тамбовской, Тверской областях, в Ставропольском крае и Еврейской авто­номной области большинство школьников выбрало "Основы православной культуры". "Основы исламской культуры" изучают, главным образом, жители Чечен­ской Республики, а "Основы буддийской культуры" осваивают лишь школьники Республики Калмыкия. По данным исследования, три модуля курса, посвященные таким религиям, как ислам, буддизм и иудаизм, в большинстве регионов практически не изучаются.

Для половины опро­шенных модули выбирали родители. При этом треть уча­щихся отметили, что выбор осуществлялся с учётом их мнения. Большинство (88,3 %) ребят сказали, что на уроках было интересно. Произошли ли у детей изменения в сфере нравственности, по опросу не понять. Да и сомнительно, что заложенный в курс ОРКСЭ положительный потенциал при преподавании его в течение двух часов в неделю сможет оказать большее влияние на детей, чем нравственное неблагополучие общества.

Какие высказывались недовольства. Учителя недовольны выбранными для эксперимента классами — конец 4-го, начало 5-го. По их мнению, введение курса совпадает с непростым переходом от начальной школы к средней. Кроме того, они жаловались на нехватку учебников и пособий.

Священнослужители недовольны давлением, которое, по их сведениям, оказывалось на учеников и родителей в некоторых регионах: дескать, директора школ отдают предпочтение светской этике и внушают родителям соответствующие взгляды.

Правозащитники тоже недовольны давлением: грубо­стью и оскорбительными выражениями по отношению к представителям другой религии при выборе конфессионального курса.

Мусульмане и неправославные христиане недовольны тем, что в ряде школ откровенно пропагандируется РПЦ МП.

Родители недовольны тем, что дети перегружены, и считают, что предмет нужно сделать факультативным.

Большинство выступавших констатировали противоречивость самой концепции курса ОРКСЭ, который его разработчики решили сделать "конфессиональным" по форме и "общечеловеческим" по содержанию. Согласно действующему законодательству РФ, в государственной школе не может быть религиозного, конфессионального обучения.

В общем, претензий масса — пока довольны только дети. После 4-х занятий. Но что они скажут, если курс придется учить не две четверти, а год, а то и несколько лет? У Русской православной церкви аппетиты вообще исполинские: там считают, что курс должен преподаваться все школьные годы, а еще лучше — с детского сада.

 

Версия для печати