НОВОСТИ

Церковь при новом патриархе

24 НОЯБРЯ 2011 г. СВЕТЛАНА СОЛОДОВНИК

В Центре Карнеги прошла презентация сборника статей «Православная церковь при новом патриархе», вышедшего под редакцией Алексея Малашенко и Сергея Филатова. Это четвертая книга в серии «Религия в Евразии». Ранее выходили тома: «Двадцать лет религиозной свободы в России», «Религия и глобализация на просторах Евразии», «Религия и конфликт».

Почти все вошедшие в сборник статьи ранее в виде докладов обсуждались на семинарах Центра Карнеги. Вокруг семинара уже возник если не клуб, то кружок интересующихся, отметил во вступительном слове руководитель проекта Алексей Малашенко, книги расходятся по городам и весям, и тиража, как правило, не хватает. Приятно, когда есть регулярность и преемственность, сказал он. 

Сборник получился достаточно острым — ведь и проблемы, которые он затрагивает, острые, подчеркнул представлявший книгу Сергей Филатов, чьей статьей "Патриарх Кирилл: два года планов, мечтаний и неудобной реальности" она открывается. С одной стороны, церковь заняла в жизни общества то место, которое она занимает в других демократических странах, с другой — многие церковные начинания пробуждают в социуме архаичные, а то и откровенно ретроградные настроения. Патриарх стремится привнести в жизнь церкви новые черты — развивать ее социальную роль, повысить культурный уровень священства, для чего начата реформа духовного образования. Но одновременно в церкви усиливаются бюрократические тенденции, авторитаризм, в том числе крепнет поддержка политического авторитаризма. В продвижении реформ церковное руководство пытается опираться на власть, но последствия такой зависимости ни к чему хорошему не приведут.

Далее Сергей Филатов кратко прошелся по содержанию сборника. Борис Кнорре в работе "Социальное служение современной Русской православной церкви как отражение поведенческих стереотипов церковного социума" взялся за одну из самых неизученных сфер. Игумен Петр Мещеринов в статье "Современное церковное сознание и светские идеологемы из коммунистического прошлого" затрагивает насущную проблему преодоления своего рода идеологического ступора. Роман Лункин в материале " Образ РПЦ в светских массмедиа: между мифом о государственной церкви и фольклорно-оккультным православием" приходит к выводу, что в целом изменению скорее подвергся не сильный и укорененный в сознании образ РПЦ, а более слабый и несформировавшийся образ государства — теперь оно воспринимается как по преимуществу православное государство, отстаивающее самобытные ценности, основанные на православной культуре. Валерий Овчинников пишет "О православном образовании в России".

Горячие споры разгорелись вокруг статьи Анатолия Пчелинцева "Русская православная церковь и армия: опыт истории и современные проблемы взаимодействия", с которой многие успели познакомиться. Автор считает, что Русская православная церковь имеет несомненное преимущество в сфере формирования военного духовенства. Однако если в ряды военного духовенства будут допускаться представители только одной конфессии (РПЦ), это приведет к дополнительной дедовщине — уже по религиозному признаку. В армии необходимо соблюдать права всех — и католиков, и протестантов, и мусульман и т. д. — что, к сожалению, пока не учитывается Министерством обороны.

Оппоненты Пчелинцева полагают, что, во-первых, институт военных священников противоречит выраженному в 14-й статье Конституции РФ принципу светскости государства, а во-вторых, недостаточно изучена сама проблема присутствия духовенства в армии: нет ни исследований, которые бы подтверждали необходимость этого присутствия, ни широкого общественного обсуждения проблемы. Альтернативный доклад, который руководители проекта обещали заслушать после выступления Анатолия Пчелинцева с этой темой на семинаре, так и не был заслушан.

Алексей Малашенко согласился с тем, что альтернативный доклад был бы полезен для многостороннего освещения вопроса и пообещал вернуться к этой теме. Сейчас обдумывается сюжет 5-й книги серии, сказал он, на следующем семинаре станет известно ее название.

Версия для печати