НОВОСТИ

То, о чем уже давно говорили

19 АПРЕЛЯ 2013 г. ГРИГОРИЙ ДУРНОВО

Европейский суд по правам человека признал то, о чем уже давно говорят правозащитники. Впервые в Страсбурге было вынесено постановление, в котором установлена ответственность правоохранительных органов Чечни времен Рамзана Кадырова за похищение и гибель человека. Такое решение было принято в рамках дела «Асхабова против России»: сын жительницы чеченского города Шали Тамары Асхабовой Абдул-Язит исчез после незаконного задержания сотрудниками правоохранительных органов республики в 2009 году. Этим делом занимается Сводная мобильная группа российских правозащитников, созданная в Чечне после того, как постоянные отделения правозащитных организаций были вынуждены покинуть республику, опасаясь за жизнь своих сотрудников. Похищения людей республиканскими спецслужбами расследовала сотрудница Правозащитного центра «Мемориал» Наталья Эстемирова, работавшая в Чечне и убитая 15 июля 2009 года. Коллеги связывают ее гибель именно с последними ее расследованиями. Правозащитники неоднократно обращали внимание, что власти мстят родственникам боевиков: насильно увозят их из дома, пытают, убивают, сжигают их дома.

Из дела Асхабова можно заключить, что Абдул-Юзиту мстили за брата Юсупа, ставшего боевиком. Юсум был убит в центре Шали 28 мая 2009 года. А в ночь на 5 августа Абдул-Язит был похищен вооруженными людьми в масках и камуфляжной форме. Правоохранительные органы никак на заявление о похищении не отреагировали. Сотрудник аппарата республиканского уполномоченного по правам человека Умарпаша Хакимов при Тамаре Асхабовой разговаривал по телефону предположительно с заместителем начальника Шалинского РОВД и требовал отпустить задержанного. Уголовное дело о похищении было возбуждено только 19 августа, однако расследование откровенно саботировалось. За два дня до этого в дом Асхабовых опять явились вооруженные люди в камуфляже, одного из них опознали — это был сотрудник 8-й роты полка патрульно-постовой службы №2 им. Ахмата Кадырова при МВД по Чеченской республике. В ходе расследования в ОВД Шалинского района был отправлен запрос о том, проводили ли их сотрудники задержание Асхабова. Ответа не было. В «Мемориале» отмечают, что откровенный саботаж со стороны Шалинского ОВД, фактический признанный следственными органами прокуратуры, не помешал Рамзану Кадырову назначить его начальника Магомеда Даудова в марте 2010 года первым заместителем председателя правительства республики по силовому блоку. Судьба Абдул-Язита так и осталась неизвестной.

ЕСПЧ признал, что в деле были нарушены статьи Европейской конвенции о защите прав человека, гарантирующие право на жизнь, запрет пыток и жестокого обращения, право на свободу и личную неприкосновенность и право на эффективные средства правовой защиты.

В постановлении суда отмечено, что похитители действовали как организованная группа и свободно проехали через военный блокпост; через несколько дней после похищения дом заявительницы посетили представители правоохранительных органов, которые знали о том, что в доме есть тайная комната, о существовании которой им мог сообщить только Абдул-Язит; следователи не предприняли серьезных попыток расследовать иные версии преступления. ЕСПЧ признал российские власти ответственными за то, что дело не было эффективно расследовано: следователи поздно и поверхностно допросили подозреваемых полицейских и иных свидетелей по делу; ряд свидетелей, включая тех, кто содержался в Шалинском РОВД, не были допрошены; сотрудники полиции недостаточно сотрудничали со следствием; расследование дела приостанавливалось минимум восемь раз.

Версия для печати