НОВОСТИ

В череде неожиданных решений

Президиум Мосгорсуда постановил освободить из-под стражи предпринимателя Алексея Козлова.

Уголовное дело в отношении Козлова было возбуждено летом 2007 года. Предприниматель, бывший председатель совета директоров ОАО «Группа «Финвест» был обвинен в незаконном присвоении акций ОАО «Искож» — завода по производству искусственной кожи, пакет акций которого принадлежал «Финвесту». По данным следствия, Козлов мошенническим образом перевел 33,4% акций завода на счета своей компании, используя оффшорную структуру и пользуясь содействием неких неустановленных лиц (оба якобы из Эстонии). Ущерб от преступной деятельности Козлова оценивался в 254 миллиона рублей. По версии Козлова, он действительно приобрел акции «Искожа», однако на законных основаниях — забрал свою долю, когда уходил из «Финвеста».

29 июля Козлов был задержан, два дня спустя суд санкционировал его арест. В марте 2009 года Пресненский суд Москвы под председательством Олега Гайдара признал предпринимателя виновным в мошенничестве и покушении на легализацию денежных средств и приговорил к восьми годам колонии общего режима. Заявления Козлова о фальсификации документов, легших в основу обвинения, впечатления на суд не произвели. После почти двух лет в «Бутырке» Козлов был направлен сначала в исправительную колонию общего режима №3 в Тамбовской области, а в октябре 2010 переведен в колонию-поселение в городе Губахе Пермской области.

Защита Козлова утверждает, что выводы суда противоречат фактическим обстоятельствам дела.

В сентябре 2010 года жена Козлова, журналистка Ольга Романова писала жалобу генпрокурору Юрию Чайке о «многочисленных нарушениях закона, допущенных во время следствия и суда по делу» ее мужа. Она была вынуждена обратиться к генпрокурору, поскольку «многочисленные публикации об этом деле в СМИ и обращения моего мужа и его адвокатов, в том числе в прокуратуру, до сих пор остались без ответа, хотя впервые мы обратились в Генеральную прокуратуру в июне 2007 года с заявлением об угрозах со стороны бывшего члена СФ Слуцкера Владимира Иосифовича», владельца «Финвеста». В частности, Романова сообщила, что Слуцкер пообещал «закатать в асфальт» ее мужа, когда тот решил выйти из бизнеса. В день, когда Козлов был арестован, Романовой, по ее словам, позвонил генерал-лейтенант СВР Павел Шарай и «сообщил, что В.И. Слуцкер «договорился о сроке в 8 лет» для моего мужа, и ему, Козлову А.А., может помочь взятка следствию в размере 1,5 млн долларов США (за выход моего мужа из тюрьмы), и еще столько же — за закрытие уголовного дела».

В июне 2011 года Мосгорсуд сократил Козлову срок заключения до семи лет, в июле того же года президиум Мосгорсуда уменьшил его до пяти. В сентябре 2011 года судебная коллегия по уголовным делам Верховного суда отменила приговор Козлову и освободила его под подписку о невыезде. Дело было отправлено на пересмотр.

Осенью 2011 года Козлов и Романова заявила, что юристы принадлежащей Слуцкеру компании «Вендорт» в Лондонском международном арбитражном суде представили некий документ, в котором говорилось, что Козлов убит. Пресс-служба Слуцкера ответила, что имелся в виду Андрей Козлов — застреленный в 2006 году первый заместитель председателя Центробанка. Тем не менее, Козлов и Романова заявляли, что на предпринимателя в колонии готовилось покушение. Козлов рассказал, что с «Новой газетой» связался один из действующих сотрудников МВД, который, пока Козлов был в колонии, получил от Слуцкера предложение организовать убийство Козлова за 300 тысяч долларов. В колонии в Губахе сотрудники ФСИН говорили Козлову, что у них имеется «оперативная информация» о том, что ему грозит убийство.

15 марта 2012 года Пресненский суд под председательством Татьяны Васюченко признал Козлова виновным в хищении акций и приговорил к пяти годам заключения. С учетом отбытого наказания предприниматель должен провести в колонии еще полтора года. В сентябре Южский районный суд Ивановской области (заседание проходило по месту отбывания наказания) отказал Козлову в условно-досрочном освобождении. Позднее Верховный суд указал, что приговор бизнесмену по одному из обвинений (в покушении на продажу акций) был вынесен с нарушениями. И вот теперь президиум Мосгорсуда постановил, что при вынесении приговора по статье об отмывании денежных средств Пресненский суд допустил многочисленные нарушения — в частности, даже не зафиксировал отношение Козлова к предъявленному обвинению. Однако, по мнению президиума Мосгорсуда, законность привлечения Козлова к уголовной ответственности по статье о мошенничестве сомнений не вызывает. Тем не менее принято решение освободить его из-под стражи, засчитав ему тот срок, который он уже успел отсидеть.

Версия для печати