НОВОСТИ

15 ФЕВРАЛЯ 2008 г.

К сожалению, боюсь, что все эти разговоры ни во что не выльются. Косово провозгласит свою независимость, большинство стран ее признает, Россия – нет. И что? Потом встанет вопрос о приеме Косово в ООН – все будут требовать: принять, принять, принять. Россия может использовать право вето, но захочет ли? Или так… воздержимся? Я бы сказал, что наши власти ведут себя в этом вопросе несколько трусливо. В некоторых других вопросах слишком шумно, агрессивно (на словах), а в этом вопросе осторожничают.

Надо сказать твердо: мы признаем Косово вслед за вами, если вы вслед за нами признаете Абхазию. Признавать еще и Южную Осетию глупо. Нельзя ставить на одну доску Абхазию и Южную Осетию. Достаточно посмотреть на карту, чтобы понять, что Южная Осетия отделена от России и ничем не отделена от Грузии. Начинать широкомасштабную войну с Грузией Россия не станет, поэтому рано или поздно Грузия умеренно-силовым путем решит для себя вопрос с Южной Осетией. А Абхазия находится в географически другой ситуации: Россия может поддержать Абхазию в любой момент, а Грузии вторгнуться в Абхазию сложно: во-первых, нужно преодолеть посты миротворцев (у которых статус несколько иной, чем в Южной Осетии), во-вторых, дорог практически нет – одна дорога, в-третьих, абхазы (в отличие от осетин) будут серьезно защищаться с оружием в руках — слишком уж длинна чреда взаимных претензий и обид. Думаю, что независимая Абхазия, вполне возможно, будет существовать – только не в тех границах, что на карте сейчас, пара кусков (в частности, Гальский район) все-таки отойдут Грузии (потому что они заселены грузинами – там абхазов нет ).

Ни Путин, ни Лавров, ни Зубков никогда не говорили о том, что мы признаем Абхазию. Об этом говорят публицисты и отставные генералы – высшие лица в России все-таки боятся окончательно портить отношения с Грузией и бесконечно балансируют. Считая, видимо, что худой мир лучше доброй ссоры. Я боюсь, что наши по-прежнему будут держать статус-кво, но так бесконечно продолжаться не может: рано или поздно все обрушится. Весь вопрос в том, как обрушится.

В случае с Южной Осетией, если Грузия решится на силовой захват, мы получим 50 тысяч беженцев с российскими паспортами. Так что в интересах России убедить (а это ничего не стоит) нынешнее руководство Южной Осетии принять план Грузии: широкая автономия без предоставления независимости, как, например, Пуэрто-Рико.

А вообще-то, это провозглашение независимости Косово открывает для многих широкие возможности. Не знаю, насколько этим воспользуются, скажем, американские индейцы, но, думаю, что воспользуются. И многие другие сепартистски настроенные силы (в частности, в Европе) усилят свое давление. Не для того, чтобы действительно провозгласить свою независимость (это немногим-то и нужно), а чтобы вырывать у центрального правительства всякие субсидии, подачки, преференции и т.д., при этом топать ногами и кричать: «А вот мы возьмем и отделимся, как Косово. Что будете делать?» Этого вполне можно ожидать.

Сергей Александрович Арутюнов, член-корреспондент Российской Академии Наук, заведующий отделом Кавказа Института этнологии и антропологии РАН

Версия для печати