НОВОСТИ

23 МАЯ 2008 г.

Я не стал бы связывать возможную встречу премьер-министров России и Украины с заявлением российского МИДа относительно того, что ряд украинских политиков может быть не допущен на территорию РФ. Фамилия господина Корнийчука прозвучала тут в качестве разъяснения, я бы даже сказал, иллюстрации. Действительно, господин Корнийчук является представителем блока Юлии Тимошенко в украинском правительстве, что может тоже позволить провести некии параллели. Но я бы все равно хотел, чтобы мы занимались анализом самой архитектуры власти в России и в Украине.

Сегодня, с точки зрения формальных возможностей и полномочий, премьер-министр России Владимир Путин больше, чем премьер-министр, потому что он имеет целый ряд властных возможностей, которыми не один другой премьер-министр стран СНГ не обладает. А госпожа Тимошенко меньше, чем премьер-министр Украины, потому что она находится в остром конфликте с президентом страны, до сих пор не понятны политические перспективы украинского правительства на будущее, и до сих пор не ясно, до какой степени можно всерьез говорить о чем либо с госпожой Тимошенко с точки зрения политических и энергетических перспектив российско-украинских отношений. Поэтому я не думаю, что встреча господина Путина с госпожой Тимошенко (произойдет она или нет) вообще имеет какое-то серьезное значение с точки зрения российско-украинского диалога. Если госпоже Тимошенко удастся предложить господину Путину что-либо на будущее не как премьер-министру Украины, а как политическому лидеру, нуждающемуся в поддержке Москвы, – это другой вопрос. Но я опять-таки не думаю, что сегодня российское политическое руководство заинтересовано в такого рода диалоге, скорее всего, в Москве будут ждать, какого партнера по будущей власти в Украине себе выберет «Партия регионов», которая, как ни странно, сегодня является именно той политической силой, которая может встать либо на сторону президентского окружения, либо на сторону блока Юлии Тимошенко.

Что же касается истории с господином Корнийчуком, то, с одной стороны, конечно, можно говорить о том, что нельзя принимать решение о недопуске на российскую территорию человека, который выступил с заявлениями, не сравнимыми с теми, что делал Юрий Лужков. Господин Лужков позволил себе усомниться в территориальной целостности Украины, а господин Корнийчук позволил себе усомниться в дружеских чувствах по отношению к Украине одного из российских политиков. Не важно, в данном случае, какой пост этот человек занимает – в любом случае он не Севастополь и не Крым, он всего лишь человек. Вместе с тем надо признать, что после заявления господина Лужкова, Украина вернулась к практике «черных списков», таким образом, фактически девальвировав все договоренности, которые были достигнуты между президентами Владимиром Путиным и Виктором Ющенко, когда, как мне кажется, с гуманитарной точки зрения, совершенно не было никакой необходимости отступать. Мне кажется, что лучше полемизировать с Юрием Лужковым и другими российскими политиками, которые выступают с заявлениями, противоречащими национальным интересам Украины и нарушающими украинское законодательство, возможно, нужно предъявлять им обвинения, когда они находятся на территории Украины. Но нужно соблюдать договоренности между президентами не с точки зрения интересов господина Лужкова и господина Корнийчука, а с точки зрения гуманитарных интересов обычных граждан, для которых беспрепятственный переход российско-украинской границы является жизненно необходимым и будет таким оставаться еще долгие десятилетия.

Версия для печати