НОВОСТИ

8 ДЕКАБРЯ 2010 г.

Исламское сообщество полицентрично, поэтому центральной власти сложно им управлять. Православным сообществом управлять значительно легче, потому что оно имеет иерархическую структуру (хотя в последнее время это утверждение можно поставить под сомнение из-за появления множества альтернативных центров влияния, например, различных "старцев"). На протяжении всей истории отношений российского государства с мусульманским сообществом государство старалось институционализировать и централизовать исламские общины. Попытки создания единых мусульманских религиозных организаций, объединяющих все общины, предпринимались в Дагестане (ДУМ Дагестана) и в Татарстане (ДУМ Республики Татарстан).
Для федеральной власти исключительно удобным было бы создание единого Духовного управления России, которое возглавил бы один человек (Верховный муфтий России) — по образцу церковной организации у православных. С такой идеей в апреле 2005 г. выступал А. Аслаханов, министр юстиции Ю. Чайка, еще раньше М. Шаймиев.
Российские чиновники автоматически применяют к мусульманам принципы, наработанные во взаимоотношениях с Русской православной церковью. Например, мусульманские общины, отошедшие от ДУМов, трактуются как "сектанты".
Однако реализация идеи "единого муфтия" вряд ли возможна. Ислам, в отличие от православия, изначально строился как неиерархическая сетевая структура. Отсутствие священства и таинств, возможность исповедывать веру тайно и "самостоятельно" делают ислам почти невосприимчивым к попыткам контроля. Создание единой мусульманской организации не приведет к желаемому для государства результату, потому что мусульмане могут относительно просто создавать параллельные структуры.

Анастасия Митрофанова — доктор политических наук, руководитель Центра евроатлантических исследований Дипломатической академии МИД России, профессор РГГУ

Версия для печати