Дело Pussy Riot
11 октября 2024 г.
Треть россиян недовольна амнистией участниц панк-группы
3 ФЕВРАЛЯ 2014, БОРИС ДУБИН

ВЦИОМ провел опрос, как россияне оценивают освобождение участниц панк-группы Pussy Riot в рамках амнистии. Спустя полтора года после вынесения приговора доля респондентов, поддерживающих это решение, возросла с 31% до 44%. Пятая часть опрошенных (22%) полагает, что наказание было слишком мягким и его следовало ужесточить. О чрезмерной суровости приговора в 2014-м респонденты говорят реже, чем в 2012 году (19% против 33%). 38% выражают недовольство освобождением девушек по амнистии. Между тем, за судьбами участниц группы после вынесения приговора наши сограждане в целом не следили (82%). Интерес к теме проявляли лишь 14% всех опрошенных, чаще других — сторонники непарламентских партий (35%) и жители обеих столиц (29%).

ИТАР-ТАСС

Отношение россиян к акции Pussy Riot никогда не было проникнуто милосердием и стремлением понять её смысл, отнестись к событию сознательно и критично. Большинство, примерно около 60% взрослого населения России, поддерживало, поддерживает и будет поддерживать по любому поводу «официальную» точку зрения, которая одновременно является единственной, транслируемой средствами массовой информации, телевидением главным образом. Поскольку подавляющая часть населения, особенно люди старшего возраста или живущие вдалеке от крупных культурных центров, в основном черпает информацию из телевизора, а все основные программы распространяли в связи с "панк-молебном" одну-единственную точку зрения. То, что оценка со временем становится жёстче, также понятно, потому что идёт мощная клерикализация массового сознания, опять-таки — с помощью СМИ, поскольку реально лишь малая часть тех россиян, которые называют себя православными, бывает в церкви. Тут, опять-таки, представлена всего одна точка зрения на веру и её символы, даже не столько церковная или православная, сколько государственно-державная. И поскольку сочувствие вообще не сильно распространено в российском обществе, а когда оно есть, то держится недолго, то со временем принимается официальная точка зрения, а она жёсткая.

По данным Левада-Центра, если сложить «полностью за» и «скорее за», то условно-досрочное освобождение участниц группы поддерживали чуть больше четверти опрошенных, 28%. А под 50%, 47 или 48, были против. Еще больше  55-56% - считали суд объективным, а наказание адекватным. Это было в феврале прошлого года, когда с самой акции прошёл год. Нет оснований думать, что за прошедшее время отношение сильно смягчилось, скорее наоборот. Как ни странно, подобные негативные, репрессивные чувства со временем не слабеют, а укрепляются. Это означает, что фоновые настроения у большинства российского населения очень негативные, напряжённые, и это не ослабевает.

Если бы вдруг удалось убедить большинство россиян, что смысл акции в храме Христа Спасителя был политический, не думаю, что цифры выглядели бы по-другому. (С моей точки зрения, смысл акции был скорее художественный. Это актуальное протестное искусство, оно, конечно, политизированное, но само по себе политическим действием не является.) Потому что эти условные 60% — большинство достаточно твёрдое. Оно точно так же поддерживает и официальную линию властей, так что упор на политическом смысле события вызвал бы примерно такое же отношение. Большинство утверждало бы, что это — покушение на основы государственности, стремление внести хаос, дескать, только-только восстановился порядок, а тут опять бунтуют и раскачивают лодку. В общем, вся та риторика властей, которую мы наблюдаем последние 10-12 лет в публичной сфере, дает результаты.

Чтобы ситуация менялась, надо менять весь порядок, и политический, и социальный, и масс-коммуникативный. Но в любом случае нужно, насколько возможно, противиться тотальной клерикализации, что не означает пропаганду атеизма, речь совсем о другом. О смягчении нравов, о милосердии, в том числе — о христианском милосердии. Коль скоро 60-70% населения называют себя православными, то им стоило бы, вероятно, задуматься об этой составляющей христианства, призывающей к пониманию, к милости, к тому, что не стоит брать на себя функции судьи, которые тебе не принадлежат. Ведь что мы наблюдаем: церковь периодически заявляет, что ее влияние на людей растет, а никакого смягчения нравов мы не видим. Что же это за церковь такая?

В принципе власть устраивает этот нажим СМИ и школ на символы православия, это произошло не сегодня и не вчера, это тянется как минимум 20 последних лет, особенно сильно — последние 10-12. Устраивает в силу того, что символы православия совмещаются с символами государства и державы, которая будто бы встаёт с колен. Благоговейно-почтительное отношение к символам церкви подпитывает благоговейно-почтительное отношение к символам державы, они начинают восприниматься как единое целое. Понятно, что властям предержащим это на руку.

В самой Русской православной церкви на этот счет существуют разные мнения и настроения, но в конечном итоге победа остаётся за «непросвещённым» православием: более традиционалистским, более категоричным и жёстким в отношении к символам и знакам веры, без какой-либо рационализации их, в том числе в сторону большего милосердия.

В принципе опросы последних двух лет показывают, что население постепенно отстраняется от этой пропаганды. Большая часть опрошенных считает, что степень присутствия церкви в делах государстве и в средствах массовой информации вполне достаточна, наращивать ее не следует. Что называется, наелись. Но церковная иерархия еще не добилась от государства всего, чего ей хотелось бы, и определенные властные круги, со своей стороны, видя в этом политическую выгоду, тоже продолжают работать на сращение православия и державности. Что, в общем-то, противоречит и сути православия, и сути христианства. Но исторически судьба Русской православной церкви такова, до революции слияние церкви и государства было практически полным. Так что мало надежды на то, что в дальнейшем эти две структуры будут разлипаться и дифференцироваться.












  • Зоя Светова: Верховный суд России теперь должен это дело пересмотреть, отменить приговор и отправить материалы на новое рассмотрение.

  • РИА Новости: ЕСПЧ отклонил... запрос о пересмотре дела "Мария Алехина и другие против России"... решение по которому было вынесено 17 июля 2018 года в Большой палате Суда.

  • Елена Лукьянова: Ух ты! Pussy выиграли в ЕСПЧ! Круто-круто!

РАНЕЕ В СЮЖЕТЕ
ЕСПЧ против сектантов из РПЦ и их скреп
5 ДЕКАБРЯ 2018 // ИГОРЬ ЯКОВЕНКО
Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) 4.12.2018 отказал правительству РФ в пересмотре решения по делу «Мария Алехина и другие против РФ» в Большой палате. Решение ЕСПЧ является основанием для отмены приговора в отношении Надежды Толоконниковой, Марии Алехиной и Екатерины Самуцевич, осужденных за хулиганство после панк-акции в храме Христа Спасителя в 2012 году. Судьи единогласно признали, что уголовное преследование, объявление видеоматериалов группы Pussy Riot экстремистскими и их запрет нарушают права заявительниц. За это ЕСПЧ приговорил Россию к выплате компенсации в 48 760 евро. Верховному суду РФ предстоит пересмотреть дело и отменить приговор в отношении участниц панк-акции.
Прямая речь
5 ДЕКАБРЯ 2018
Зоя Светова: Верховный суд России теперь должен это дело пересмотреть, отменить приговор и отправить материалы на новое рассмотрение.
В СМИ
5 ДЕКАБРЯ 2018
РИА Новости: ЕСПЧ отклонил... запрос о пересмотре дела "Мария Алехина и другие против России"... решение по которому было вынесено 17 июля 2018 года в Большой палате Суда.
В блогах
5 ДЕКАБРЯ 2018
Елена Лукьянова: Ух ты! Pussy выиграли в ЕСПЧ! Круто-круто!
В блогах
3 ФЕВРАЛЯ 2014
Михаил Павлов: Мой добрый народ... Молодая Гвардия Единой России: Надо больше и продуктивнее работать над репутацией, девочки.
Прямая речь
3 ФЕВРАЛЯ 2014
Ирина Карацуба: Понимания того, что они на самом деле сделали, конечно, не было, и нет, и не предвидится в ближайшем будущем.
В СМИ
3 ФЕВРАЛЯ 2014
Известия: Более трети россиян (38%) не одобряют освобождение из колонии участниц панк-группы Pussy Riot в ходе объявленной амнистии.
В блогах
29 ДЕКАБРЯ 2013
Александр Подрабинек: Цензура - это не когда Капков запрещает постановку в Гоголь-центре... Марат Гельман: Зачем Сергею Капкову запрещать премьеру фильма в Гоголь центре?
Прямая речь
29 ДЕКАБРЯ 2013
Кирилл Серебренников: Еще недавно я во всех интервью твердил, как мантру: "В театре нет цензуры, в театре нет цензуры, в театре нет..."
В Москве запрещена демонстрация фильма о Pussy Riot
29 ДЕКАБРЯ 2013 // АЛЕКСАНДР РЫКЛИН
Столичная общественность бурлит, социальные сети закипают — глава департамента культуры правительства Москвы наложил свое сановное вето на показ российско-английского фильма о процессе надPussyRiot. Фильма, который уже завоевал международное признание, получил достаточно престижную премию и номинирован на «Оскар». Демонстрация должна была состояться 29 декабря в «Гоголь-центре», по окончании планировалась дискуссия с участием самих героинь фильма. Общий благожелательный тон, в котором выдержано письмо чиновника, явно не чуждого русской словесности, не должен никого обманывать.

 

Материалы по теме

В блогах //
В СМИ //
Итоги недели. «Двушечка» — туда, «двушечка» — сюда… // АЛЕКСАНДР РЫКЛИН
Литература и жизнь // АЛЕКСАНДР ОСОВЦОВ
ПАСЕ на испуг не взяли // БОРИС НЕМЦОВ
Его шанс // ВИКТОР ШЕНДЕРОВИЧ
Краснознамение // ВИКТОР ШЕНДЕРОВИЧ
Закон в тумане // АЛЕКСАНДР ПОДРАБИНЕК
Вдогонку приговору Pussy Riot // АЛЕКСАНДР ВЕРХОВСКИЙ
Стоять — бояться! Церковь на перепутье // СВЕТЛАНА СОЛОДОВНИК