КОММЕНТАРИИ
В Кремле

В КремлеДесять долларов-то не лишние

26 НОЯБРЯ 2005 г. АЛЕКСАНДР РЫКЛИН

коллаж ЕЖ

Визит Владислава Суркова в Ярославль вряд ли можно причислить к важнейшим политическим событиям прошлой недели. Да и пресса освещала его не слишком подробно. Ничего удивительного в этом нет – никаких судьбоносных политических заявлений он на этот раз не делал. А что делал? Ну, как водится в подобных случаях, посетил местных депутатов (в Ярославле главный законодательный орган называется замысловато – Государственная дума Ярославской области), зашел на конференцию регионального отделения «Наших», и имел продолжительную беседу с губернатором области Анатолием Лисициным.

В Ярославле сведущие люди полагают, что вот за этим-то и пожаловал к ним в город важный московский гость. Причем собеседник обозревателя «Ежедневного Журнала», человек, принадлежащий к местной политической элите, уверен, что основной темой их разговора были взаимоотношения Анатолия Лисицина с влиятельным ярославским магнатом и членом Совета Федерации Николаем Тонковым. Такая вот незначительная деталь, в то же время наглядно иллюстрирующая, на что важные кремлевские чиновники тратят свое рабочее время — и наши с вами деньги, между прочим.

Агентство экономических новостей по заказу «Независимой газеты» проводит постоянный опрос, цель которого выявить наиболее эффективных лоббистов России. В номинации «лоббисты-профессионалы» одну из лидирующих позиций (в сентябре – первое место, в октябре – второе) удерживает замглавы кремлевской администрации, помощник президента РФ Владислав Сурков.

Лоббизм, как известно, — штука тонкая, подковерная, не терпящая суеты и огласки. Впрочем, суть этой деятельности описывается просто – защита интересов. Чем удачнее некто защищает чьи-либо интересы, тем более эффективным лоббистом он считается. Излишне говорить, что альтруизм – не главная черта представителей этой профессии. Что, разумеется, совершенно нормально. Ненормальным мне кажется другое – обоснованное, видимо, решение экспертов включить Владислава Суркова в разряд «лоббистов-профессионалов». А я-то по наивности все эти годы думал, что Владислав Юрьевич работает в Кремле.

Понятно, что в нынешней России, где за последние годы роль чиновничества возросла многократно, наибольшим влиянием (а, следовательно, и возможностью «решать вопросы») обладают высшие государственные сановники, имеющие прямой доступ к главному телу страны. Этим требованиям Сурков, несомненно, отвечает в полной мере. Однако следы его побочной жизнедеятельности (или все-таки основной?) человеку далекому от кремлевских интриг и закулисных разборок внутри наших политической и бизнес-элит разглядеть практически невозможно. На минувшей неделе нам, кажется, представилась такая возможность.

Тонков принадлежит к олигархам новой, так называемой путинской волны. С сенаторской деятельностью он совмещает работу на посту исполнительного секретаря РСПП и президента футбольного клуба «Шинник». (До недавнего времени Тонкову принадлежал ярославский шинный завод.)

Считается, что весной этого года именно Владислав Сурков лоббировал приход Тонкова в РСПП, который, заняв в главной бизнес-организации страны высокий административный пост, немедленно начал наводить там свои порядки. Вот как, например, оценил тогда его деятельность один из основных руководителей РСПП, человек, славящийся аккуратностью формулировок, Игорь Юргенс: «В РСПП возникла трудная ситуация в связи с тем, что новый исполнительный секретарь, в функции которого входит руководство аппаратом, принял несколько более агрессивную линию, и аппарат РСПП покинули несколько ключевых человек».

«Агрессивная линия» объясняется просто – Тонкова прочили на место главы РСПП Аркадия Вольского, раздражавшего Кремль своими высказываниями по поводу дела ЮКОСа, и он решил, очевидно, сразу продемонстрировать, кто в доме хозяин. Но что-то там в последний момент у Суркова не сложилось. (Вольского, как мы помним, все равно уволили, но освободившееся место занял Александр Шохин, а вовсе не Николай Тонков.)

Следовательно, можно констатировать, что минувший политический сезон сложился для ярославского олигарха не лучшим образом. Футбольный сложился еще хуже – летом ярославский «Шинник» оказался на пороге банкротства. И если бы не вмешательство губернатора Лисицина, команде пришлось бы отказаться от участия в играх премьер-лиги.

Хотя на самом деле ярославский футбол спас другой губернатор – чукотский. Роман Абрамович просто дал денег, и таким образом на какое-то время проблемы команды были решены. Однако, как отмечают некоторые ярославские аналитики, с этого момента отношения между Лисициным и Тонковым резко ухудшились. Рассказывают, что губернатор в частных беседах утверждает, что сенатор отказывается добровольно уступить ему пост президента клуба. Он, дескать, хочет его продать и просит за команду около семи миллионов долларов, которые области взять негде.

Тут важно отметить, что, скорее всего, конфликт между двумя самыми влиятельными людьми ярославской области футбольными проблемами не исчерпывается.
Лисицин отлично знает, что он в Кремле не на лучшем счету. Там по-прежнему подозревают, что именно Лисицын (хотя тот и открестился сто раз) в свое время инициировал обращение местной думы в Конституционный суд по поводу соответствия нового порядка избрания глав регионов (проще говоря – отмене губернаторских выборов) основному закону страны. Дело, разумеется, дальше не пошло, но, как говорится, осадок остался. Лисицин также уверен, что именно Тонков стоит за ярославской мэрией, которая начала борьбу за главный информационный ресурс области, местную телекомпанию, на которую сам губернатор давно положил глаз. Мэрия уже опротестовала в суде несколько сделок, в результате которых существенная часть акций телекомпании оказалась в собственности ряда фирм, подконтрольных главе региона.

Словом, Лисицин видит в Тонкове могущественного конкурента. Причем — конкурента политического, чьи амбиции вполне вероятно распространяются значительно дальше премьер-лиги — вплоть до поста губернатора.
Впрочем, все эти периферийные интриги ярославского двора интересны нам в первую очередь с одной точки зрения – какую роль в них играет влиятельнейший кремлевский чиновник. И чем он руководствуется, определяя приоритеты региональной политики нынешней российской власти. Интересами государственными или своими? Или это уже одно и то же? Или Владислав Юрьевич думает, что это одно и то же?

Не берусь гадать, о чем именно беседовали Владислав Сурков с Анатолием Лисициным, о чем договаривались. Возможно, результаты этих договоренностей выльются в конкретные политические решения, которые со временем станут достоянием гласности. Вряд ли Сурков приезжал в Ярославль только затем, чтобы уговорить местного губернатора поступить с Тонковым «по понятиям». То есть отдать деньги за футбольный клуб «Шинник». Да и семь миллионов долларов, на которые может обогатиться сурковский протеже, вроде бы не та сумма, ради которой станет хлопотать сановник такого ранга. (Это после ЮКОСАа-то.) Хотя, как говорится в одной популярной рекламе, «десять долларов-то не лишние».

Обсудить "Десять долларов-то не лишние" на форуме
Версия для печати