Украина
29 марта 2024 г.
Драма элит украинского востока
24 АПРЕЛЯ 2014, АЛЕКСЕЙ МАКАРКИН

ИТАР-ТАСС

Элитам украинского востока — Донецкой и Луганской областей — сейчас не позавидуешь. Вначале они проиграли битву за власть в Украине, когда их, теперь уже бывший, лидер Виктор Янукович бежал из Киева, а потом и из страны. А затем Россия расшевелила на востоке тех людей, которые никогда ранее не принимались в расчет в серьезных политических раскладах.

Фактически Россия сделала ставку на работу не с элитами (в которых она успела разочароваться еще во время харьковского съезда в феврале нынешнего года — они осторожны и не хотят слишком сильно сближаться с Россией), а с более радикальными силами, которые негативно относятся к Партии регионов и большинству ее деятелей. Исключение составляет лишь наиболее пророссийски настроенный «регионал» Олег Царев, выдвинувший свою кандидатуру в президенты, для того чтобы получить возможность агитации против действующей власти с использованием ресурсов, предоставленных кандидатам.

Похоже, что речь в значительной степени идет об электорате Коммунистической партии Украины (КПУ), которая на парламентских выборах 2012 года добилась высоких результатов на востоке, заняв в Донецкой и Луганской областях убедительное второе место. В частности, в Донецке за коммунистов проголосовали 13% избирателей, а в ряде районов Донецкой области их результаты были существенно выше. Например, в Володарском районе коммунисты получили 36% голосов, в Старобешевском районе — 33%, в Тельмановском районе — 28%. В Луганске поддержка КПУ была еще более существенной, чем в Донецке, — 21%.

Необходимо отметить, что в нынешних событиях руководство КПУ пока не проявляет большой активности, что может быть связано с трудной внутрипартийной ситуацией (одно из исключений — лидер Компартии в Славянске, городе, который полностью контролируется пророссийскими силами). Коммунисты тесно сотрудничали с режимом Януковича до самого конца его существования — в результате их организации в ряде регионов страны (не только на западе, но и в центре) оказались ослабленными, а то и разгромленными. Но еще более важно другое — КПУ архаична и иммобильна, не готова к рискованным действиям. Она никогда не имела «революционного» потенциала и привыкла действовать в условиях украинской политики, предусматривавших приоритет компромисса над жесткими действиями (эти правила были частично пересмотрены в результате непримиримой борьбы Януковича и Тимошенко, но большинство политического класса, включая и КПУ, от этого мало изменилось). Лидеры КПУ «укоренены» в украинской политике и намерены в ней остаться. Впрочем, это не относится к части рядовых коммунистов, которые, по некоторым данным, участвуют в «восточных» выступлениях последнего времени.

Однако электорат КПУ существует безотносительно активности и дееспособности партии. Эта часть населения Украины ностальгирует по СССР и сочувствует России. Рассмотрим результаты «свежего» социологического опроса, проведенного Киевским международным институтом социологии (КМИС). За присоединение своего региона к России в той или иной степени выступает 27,5% дончан и 30,5% луганцев. В Донецкой области «безусловно» и «скорее» поддерживают захватчиков административных зданий 18% населения, в Луганской — 24,5%. Поддержка возможного вторжения российских войск на востоке также довольно значительна: в Донецкой области в той или иной степени его готовы приветствовать 18,5%, в Луганской — 19,5%. Понятно, что часть сторонников России боятся смуты и, тем более, возможной войны — и не готовы поддерживать насильственные действия. В любом случае, это меньшинство, но значительное, способное при мобилизации вывести на улицы тысячи сторонников (но не десятки тысяч в одном месте — Восток все же инерционен и не имеет опыта добровольных массовых действий, в отличие от более «пассионарного» Запада).

Причем элиты не могут справиться с этим радикальным меньшинством, так как при выборе «чужие» киевляне или «свои» дончане большинство населения востока выбирает вторых. В Донецкой области 47% считают, что Россия справедливо защищает интересы русскоязычных граждан, в Луганской — 44%. При этом 45% дончан и 54% луганцев в той или иной степени оправдывают действия захватчиков зданий, соглашаясь с тем, что другого пути обратить внимание центра на проблемы региона нет, тем более что во время революции в Киеве и на западе Украины делали то же самое. Неудивительно, что донецкая милиция в большинстве своем держит нейтралитет — она понимает общественные настроения.

И еще одна цифра. В Донецкой области 38% выступают за национализацию всей собственности олигархов. Это существенно больше, чем в других регионах востока (для сравнения: в Луганской области 24,5%, в Харьковской 15%). Это ответ на вопрос, почему Ринат Ахметов «одной левой» не может разогнать пророссийских деятелей в Донецке. Степень его легитимности в Донецке на самом деле не так велика, как это иногда кажется (добавим к этому, что 35% дончан выступает за национализацию незаконно нажитой олигархами собственности — в сумме получается более 70%). Показательно, что сейчас стала куда менее популярной точка зрения, что за волнениями на востоке стоят местные элиты, торгующиеся с Киевом. Торговля торговлей, но подобные игры представляли бы для Ахметова и его соратников запредельный риск.

В этих условиях ставка России на радикалов нашла отклик как в областных центрах востока, так и в районах. Выступления принимают национальный характер (борьба русских за свои права), но при этом имеют социальную «подкладку», связанную с неприятием правящих на востоке Украины олигархов и с надеждами на лучшее будущее в России. У маргинальных ранее политиков, представляющих мелкие пророссийские организации, в этих условиях появляются надежды на карьеру по «крымскому» образцу. Примером для них служит Сергей Аксенов, в кратчайшие сроки прошедший путь от лидера миноритарной фракции в крымском парламенте (его партия получила в 2012 году поддержку лишь 4% избирателей) до лидера республики и члена президиума российского Госсовета. Понятно, что в Донецкой и Луганской областях реализовать «крымский» сценарий существенно сложнее, но в случае неудачи эти политики могут рассчитывать на то, что их примут в России, где уже нашли убежище как Янукович и некоторые его соратники, так и часть участников пророссийского движения последних недель.

В этих условиях восточные элиты пытаются договориться с Киевом, с тем чтобы «выторговать» у него как можно больше и представить населению Донецка и Луганска как собственную победу. Однако природа нынешнего украинского правительства такова, что договоренностей достигнуть непросто даже в чрезвычайных условиях. Речь идет не о пресловутом «Правом секторе», чье влияние часто сильно преувеличивается, а об одной из коалиционных политических сил — ультраправой Партии свободы (в настоящее время она, наряду с «Батькивщиной», является одной из двух партий, напрямую представленных в кабинете министров). «Свобода» резко выступает против закона о региональных языках, считая его предательством украинских национальных интересов. Александр Турчинов и Арсений Яценюк пытаются найти компромисс — и их поддерживает в этом Запад, заинтересованный в консолидации украинских элит.

Однако восточным элитам невыгодно идти за нынешними украинскими лидерами, которые согласны несколько ущемить интересы «Свободы», но не идут на провозглашение русского языка вторым государственным — тогда они столкнулись бы не только с праворадикалами (которые, кстати, не выходят из правительства, несмотря на компромиссные языковые инициативы Турчинова и Яценюка), но и с большинством участников Майдана. Поэтому Партия регионов требует как раз «второго государственного» — чтобы не потерять своих сторонников. Проблема в том, что все это происходит в условиях не обычной избирательной кампании, а балансирования на грани военных действий, что делает положение восточных элит не просто затруднительным, а драматичным.

Автор — первый вице-президент Центра политических технологий

На фото: ТАС 41 Украина. Донецк. 23 января 2014 года. На митинге Партии Регионов на центральной площади Ленина.

Фото ИТАР-ТАСС/ Константин Сазончик
















  • Андрей Колесников: Несмотря на все все встречи и попытки договориться, Путин одним движением руки может сломать всю переговорную конструкцию.

  • "Московский комсомолец": Военные в своих сводках не говорят, когда планируют закончить операцию и какие цели перед собой ставят.

  • Александр Морозов: Зеленский очень умно, осторожно, "хладнокровно" (как сказал Макрон) держится в этой опасной ситуации. Никакой бравады, никакого публичного милитаризма с его стороны, и никаких провокаций...

РАНЕЕ В СЮЖЕТЕ
В СМИ
3 МАРТА 2022
"Московский комсомолец": Военные в своих сводках не говорят, когда планируют закончить операцию и какие цели перед собой ставят.
В СМИ
1 МАРТА 2022
Главное: На центральной площади Харькова, одной из самых крупных в Европе, прозвучал мощнейший ракетный удар.
В СМИ
25 ФЕВРАЛЯ 2022
Lenta.ru: Президент Зеленский снова призвал Россию к переговорам о прекращении военных действий.
В СМИ
24 ФЕВРАЛЯ 2022
«Коммерсант»: Запад угрожает Москве беспрецедентно жесткими санкциями…
В СМИ
23 ФЕВРАЛЯ 2022
УНИАН: Сейчас у границы Украины и на оккупированных территориях сосредоточено почти 200 тысяч войск РФ. На юг Беларуси и в приграничные с Украиной регионы РФ продолжают прибывать российские войска.
Поменять войну на саммит
21 ФЕВРАЛЯ 2022 // АЛЕКСАНДР ГОЛЬЦ
Отдадим должное упертости и, мягко говоря, необидчивости французского президента Эммануэля Макрона. Только что выяснилось, что Владимир Путин его кинул. Обещал в ходе личной встречи вывести войска из Белоруссии после завершения маневров 20 февраля. А позже глава минского военного ведомства сообщил, что совместная проверка войск продолжится (и войска, стало быть, останутся) по причине сложного международного положения. Но хозяин Елисейского дворца не стал в позу обиженного. Утерся и в шестой раз за последние недели позвонил Путину В.В. Результаты оказались просто фантастическими. Война, казавшаяся еще вчера совершенно неизбежной, скорее всего отложена минимум на неделю.
Прямая речь
21 ФЕВРАЛЯ 2022
Андрей Колесников: Несмотря на все все встречи и попытки договориться, Путин одним движением руки может сломать всю переговорную конструкцию.
В СМИ
21 ФЕВРАЛЯ 2022
"Коммерсант": Москва и Киев обвиняют друг друга в эскалации, Париж пытается их мирить, Вашингтон трубит о неминуемой войне
В блогах
21 ФЕВРАЛЯ 2022
Александр Морозов: Зеленский очень умно, осторожно, "хладнокровно" (как сказал Макрон) держится в этой опасной ситуации. Никакой бравады, никакого публичного милитаризма с его стороны, и никаких провокаций...
Деэскалация, которой нет
17 ФЕВРАЛЯ 2022 // АЛЕКСАНДР ГОЛЬЦ
Москва попала в собственную ловушку. В течение месяцев она требовала от Запада выполнения невыполнимых в принципе ультиматумов, угрожая при этом некими «военно-техническими мерами». При этом, по утверждению США и других стран НАТО, происходило наращивание российских войск вокруг Украины. Москва этого не отрицала, никаких внятных разъяснений не давала и заявляла с ухмылкой, что вольна делать на своей территории что угодно и не собирается ни перед кем отчитываться. Столкнувшись с угрозой новой войны на Украине, США и их союзники по НАТО начали поставки переносных противотанковых комплексов и систем ПВО «Стингер».