Абхазия
28 марта 2024 г.
Политический кризис в Сухуме: заколдованный круг или путь к развитию Абхазии?



Уже более месяца в Абхазии продолжается политический кризис, обойденный вниманием международных СМИ на фоне украинских событий. Кризис начался в конце апреля, когда четыре оппозиционные партии (Форум народного единства Абхазии, «Единая Абхазия», Народная партия и Партия экономического развития Абхазии) создали Координационный совет и обратились к президенту Александру Анквабу с предложениемпроведения «конституционной реформы, предполагающей перераспределение полномочий между президентом и парламентом и обеспечение независимости судебной власти». За безрезультатными переговорами последовали протесты, которые привели к тому, что оппозиция захватила здание администрации президента, а президент Анкваб бежал на российскую военную базу под Гудаутой. Парламент Абхазии взял сторону оппозиции и 29 маяпринял обращение к президенту с предложением о добровольном сложении полномочий, а также назначил спикера парламента Валерия Бганбу исполняющим обязанности президента республики. 1 июня Александр Анкваб добровольно сложил с себя полномочия. Внеочередные президентские выборы назначены на 24 августа 2014 года.

Нынешний кризис в очередной раз обнажил стратегические проблемы Абхазии. Во внутриполитической плоскости абхазское общество развивается в рамках противоречивой логики постсоветских гибридных режимов. С одной стороны, глава государства пытается сконцентрировать в своих руках как можно больше полномочий и выстроить «вертикаль власти» (как это произошло в России) для «стабилизации» политической ситуации в стране. С другой — политическая элита и общество пытаются найти способы для развития других ветвей власти, чтобы преодолеть наследие советского авторитаризма.

Если брать внешнюю политику, главным вызовом для Абхазии остается международная изоляция как последствие отделения от Грузии в начале 1990-х гг. Рано или поздно Абхазии необходимо будет урегулировать отношения с Грузией. Для этого правительство Анкваба предприняло первые шаги по паспортизации «грузинского» населения Гальского района (на самом деле жители района являются мингрелами). Однако даже такая законная и ограниченная мера резко снизила рейтинг Анкваба, вызвав активные протесты со стороны влиятельной группы ветеранов грузино-абхазской войны 1992-1993 гг. Оппозиция получила возможность обвинить президента в преследовании личной выгоды (якобы он инициировал выдачу паспортов жителям Гальского района для увеличения собственного электората к следующим президентским выборам) и в прогрузинской политике (паспортизация мингрельского населения, по их мнению, могла привести к усилению влияния Грузии в Абхазии).

Проблема состоит в том, что в Абхазии сложилось этнократическое государство в условиях, когда абхазы составляют не более 50 процентов двухсотпятидесятитысячного населения страны. Это порождает опасения среди абхазского большинства, что присвоение гражданства 30 тысячам мингрелов Гальского района и гипотетическое возвращение 250 тысяч грузинских беженцев может нарушить хрупкий демографический баланс в республике.

Другое опасение заключается в том, что возвращение беженцев может привести к перераспределению собственности, которая перешла к абхазам от бежавших абхазских грузин. В этом направлении правительство Анкваба предприняло ряд законодательных инициатив, позволяющих иностранцам инвестировать в недвижимость в Абхазии. Тем самым абхазское руководство пыталось разрешить две проблемы: привлечь частные российские капиталы в абхазскую экономику и одновременно переложить на инвесторов ответственность по защите спорной собственности. Однако все эти инициативы также вызвали в абхазском обществе тревогу, уже по поводу того, что это может привести к усилению и без того чрезмерного российского влияния на абхазскую экономику.

Уже более двух десятилений Абхазия находится в экономическом кризисе и международной изоляции, и общество справедливо требует от политического руководства эффективных мер по развитию страны. Так, призывая к преодолению стагнации Абхазии, на президентских выборах 2004 г. победил кандидат от оппозиции Сергей Багапш. Теперь стороны вновь поменялись ролями, и Анкваб вынужден уйти в отставку под огнем критики оппозиции, возглавляемой теми же политиками, которые потеряли власть в 2004 году.

Нынешний политический кризис еще раз показал, что абхазское общество остро осознает необходимость коренных изменений, однако все еще не готово к ним. Этот заколдованный круг является той политической реальностью, в которой придется работать любому, кто бы ни победил на предстоящих президентских выборах.

Original in English: Sufian Zhemukhov. “What’s With the Crisis in Sukhumi? Is the Turmoil Healthy or a Detrimental Vicious Circle?” PONARS Eurasia.


На фото: Абхазия. Сухуми. 28 мая. Лидер оппозиции Абхазии Рауль Хаджимба и спикер парламента Абхазии Валерий Бганба (которого постановлением парламента избрали и.о. президента страны, до досрочных выборов 24 августа 2014 года) во время антиправительственного митинга у здания администрации бывшего президента Абхазии Александра Анкваба

Фотография  Ибрагима ЧКАДУА
















  • Алексей Макаркин: Когда в Абхазии идут какие-то конфликты, Россия имеет большое влияние на внутренние процессы в республике.

  • Коммерсант: Кремлю пришлось открыто вмешаться в ситуацию в Абхазии, где политический кризис перерос в уличное противостояние сторонников президента Рауля Хаджимбы и оппозиции...

  • viking_nord: Столь нелюбимые Кремлем уличные протесты дали результат. Но это местные разборки, там нет сил, которые бы не были ориентированы на Россию. 

РАНЕЕ В СЮЖЕТЕ
Революция в Абхазии. Качество имперского менеджмента
13 ЯНВАРЯ 2020 // АЛЕКСАНДР РЫКЛИН
Со времен Александра Македонского известно – стабильность в метрополии во многом зависит от ситуации в окраинных колониях. В самом начале наступившего года в далекой южной провинции путинской империи произошел государственный переворот. Местный губернатор (извините – президент Абхазии) Рауль Хаджимба был свергнут собственным народом. Причина по российским меркам просто смехотворная – по мнению этого самого абхазского народа, г-н Хаджимба сфальсифицировал выборы, благодаря которым занял высший государственный пост. В Кремле даже не сразу поняли, из-за чего сыр-бор и отправили прояснить ситуацию замсекретаря Совбеза Рашида Нургалиева. 
Прямая речь
13 ЯНВАРЯ 2020
Алексей Макаркин: Когда в Абхазии идут какие-то конфликты, Россия имеет большое влияние на внутренние процессы в республике.
В СМИ
13 ЯНВАРЯ 2020
Коммерсант: Кремлю пришлось открыто вмешаться в ситуацию в Абхазии, где политический кризис перерос в уличное противостояние сторонников президента Рауля Хаджимбы и оппозиции...
В блогах
13 ЯНВАРЯ 2020
viking_nord: Столь нелюбимые Кремлем уличные протесты дали результат. Но это местные разборки, там нет сил, которые бы не были ориентированы на Россию. 
Россия и Абхазия — сестры навек!
25 НОЯБРЯ 2014 // АЛЕКСАНДР РЫКЛИН
В понедельник в Сочи президент России Владимир Путин и глава самопровозглашенной Республики АбхазияРауль Хаджимба подписали Договор о союзничестве и стратегическом партнерстве. Большая часть этого документа носит откровенно декларативный характер. В нем, в частности, говорится, что Россия берет на себя обязательство «всемерно способствовать укреплению международных связей Республики Абхазия, включая расширение круга официально признавших ее государств, и созданию условий для вступления Республики Абхазия в международные организации и объединения».
Прямая речь
25 НОЯБРЯ 2014
Инал Хашиг: В экономическом плане договор очень перспективен. Другое дело, насколько Абхазия воспользуется возможностями. Сергей Маркедонов: Первый вариант был гораздо жёстче...
В СМИ
25 НОЯБРЯ 2014
Lenta.RU: Создается Объединенная группировка войск и координационный центр органов внутренних дел двух стран. ...В договоре есть пункт о взаимной поддержке в случае агрессии со стороны третьих стран...
В блогах
25 НОЯБРЯ 2014
Мысли Перзидента: Путин решил играть на 2 фронта : украинский и грузинский?
Абхазия без Майдана
2 ИЮНЯ 2014 // ВАДИМ ДУБНОВ
Президент Абхазии Александр Анкваб подал в отставку, и это не столько принципиальное отличие абхазского майдана от украинского, сколько лучшая иллюстрация к нему. Дело не в том, что Александр Анкваб — не Виктор Янукович, хотя это тоже объясняет причины, по которым и Майданом происходящее в Абхазии называть не стоит. Абхазия уже второй раз спустя десятилетие повторяет киевские революционные ритмы, и потому российскому наблюдателю довольно трудно противостоять соблазну простых аналогий. Особенно когда глава государства после штурма своей резиденции скрывается в неизвестном месте...
В блогах
29 МАЯ 2014
Алексей Симонов: Хорошо,что на Абхазию смотрящим поставили Сурка-он как чеченец, по Абхазии и по разводкам спец.

 

Материалы по теме

Проект «Абхазия» // ВАДИМ ДУБНОВ
Pacific project, или Русский ковчег // СТАНИСЛАВ БЕЛКОВСКИЙ
Холодненькая войнушка // МАТВЕЙ ГАНАПОЛЬСКИЙ
Будет ли новая война с Грузией? // ЮЛИЯ ЛАТЫНИНА
200 км танков. О российско-грузинской войне. Часть 3 // ЮЛИЯ ЛАТЫНИНА
200 км. танков. О российско-грузинской войне. Часть 2 // ЮЛИЯ ЛАТЫНИНА
Война с неизвестной целью // ВИТАЛИЙ ШЛЫКОВ
Как работает демократия // АНДРЕЙ ИЛЛАРИОНОВ
Аббревиатура // АНТОН ОРЕХЪ
Финский оптимизм // ГРИГОРИЙ ДУРНОВО