Украина
28 марта 2024 г.
Москва и Киев намерены совмещать войну с переговорами
20 АВГУСТА 2014, АЛЕКСАНДР ГОЛЬЦ

ИТАР-ТАСС

Пресс-службы глав государств России и Украины объявили о том, что Владимир Путин и Петр Порошенко встретятся 26 августа в Минске в рамках саммита Таможенныйсоюз-Украина. Заместитель главыАдминистрации президента Украины Валерий Чалый поспешил заявить, что предстоящие две недели станут решающими в переводе конфликта из военной стадии в политическую, выразив надежду, что встреча в Минске станет «началом реального переговорного процесса по урегулированию украинского кризиса». Однако такой подход представляется в нынешней ситуации излишне оптимистическим. Пока что можно говорить лишь о некоторой тактической победе со стороны тех, кто взял на себя функции посредников в урегулировании конфликта — Европейского союза и белорусского президента.

Насколько можно понять, осознав невозможность сближения позиций Москвы и Киева, европейская дипломатия сконцентрировалась на формальной задаче — обеспечить личную встречу Путина и Порошенко. Но даже это выглядело непростой целью. Кремль настаивает: на юго-востоке происходит внутриукраинский конфликт, к которому Россия непричастна. Посему и переговоры Киеву надлежит вести с сепаратистами (может быть, именно поэтому в руководстве самопровозглашенных республик людей с московской пропиской поменяли на «коренных донбассцев»). Украина же считает, что если Россия развязала агрессию, то и переговоры надлежит вести непосредственно с Москвой.

Пришлось выдумывать специальный формат, который вроде предполагает, что Путин и Порошенко будут участвовать в общих переговорах относительно того, каким образом соглашениемежду Украиной и ЕСповлияет на экономику стран Таможенного союза. Замечу, на фоне потерь, которые несет российская экономика в результате конфликта, сегодня смешно даже вспоминать, что поводом послужило недовольство соглашением между Киевом и ЕС.

Но отдадим должное Александру Лукашенко, который не упустил возможности поместить себя в центр мировой политики. Именно он предложил провести переговоры в таком формате. Лидерам «евразийской тройки» и Украины нужно «сесть и поговорить», «принципиально обсудить, что же происходит», ибо никто не мог и «подумать, что среди самых близких и родных народов может возникнуть такая каша». Ему же принадлежит и инициатива приглашения представителей ЕС в Минск. Туда предполагают прибыть три еврокомиссара — по иностранным делам (Кэтрин Эштон), торговле (Карел Де Гюхт) и энергетике (Гюнтер Эттингер).

Однако при том, что все условия созданы, двусторонняя российско-украинская встреча может и не состояться. «Переговоры ведутся на различных уровнях и активно, сейчас прикладываются усилия для поиска механизмов урегулирования внутриукраинского кризиса. Факт хороший, явление отрадное, но в каком именно формате они, эти переговоры, будут продолжаться… Об окончательных договоренностях говорить бы не хотел», — напускает туману путинский пресс-секретарь Дмитрий Песков. О встрече непосредственно Путина и Порошенко он сказал: «Переговоры не простые, поэтому возможны самые разные форматы, еще раз повторяю, но когда и как — об этом пока говорить преждевременно».

Главное же — совершенно непонятно, что именно могло бы составлять основу российско-украинского компромисса. Насколько можно понять, официальный Киев, чьи войска втягиваются сейчас в уличные бои в Донецке и Луганске, намерен добиться победы военным путем. Он требует от Москвы прекратить поддержку сепаратистов. Единственный инструмент здесь — угроза новых санкций. Но отказ от вмешательства означает прямое унижение Путина. Согласись он на это, главный начальник рисковал бы разочаровать большинство россиян.

Цель Кремля — замораживание конфликта в его нынешней стадии, фактическая легитимизация самопровозглашенных республик. «Боснийский вариант», о котором заговорили, здесь явно не пройдет. Ведь при урегулировании в Боснии, компромисс заключался в том, что все участники конфликта получали под свой контроль определенные территории. Согласись Порошенко на такой сценарий — это означало бы политическое самоубийство.

Если происходящее и будет чем-то походить на Боснию, так только тем, что боевые действия будут происходить одновременно с переговорами. Москва явно не собирается ослаблять поддержку сепаратистов. Неслучайно практически одновременно с сообщениями о предстоящей встрече Путина и Порошенко в прессе появилась информация о том, что в Луганск вошла российская тактическая группа — 1200 вооруженных людей и около 100 единиц военной техники.

Не исключено, что подобная информация не более чем уловка информационной войны. Но как быть с никак не прокомментированном российскими официальными лицами заявлением нового премьера ДНР Александра Захарченко о том, что на российской территории в течение четырех месяцев готовили больше тысячи бойцов, которые сейчас влились в состав ополченцев? Как быть с восторженными репортажами корреспондентов федеральных телеканалов о том, что у «ополченцев» все больше танков, бронетранспортеров и систем залпового огня? Они утверждают, что все это трофеи. Если так, то совершенно непонятно, каким образом «ополченцы» пополняют боезапас, как обеспечивают себя топливом в ходе весьма интенсивных военных действий. Придется предположить, что на них работает система тылового обеспечения украинской армии…

Как бы то ни было, очевидно: пока каждая из сторон намерена добиться поставленных целей на поле боя, ждать прогресса в переговорах не приходится.


На фото: Россия. Москва. 20.08.2014. Во время демонтажа украинского флага, вывешенного на жилом доме на Котельнической набережной.

Фото ИТАР-ТАСС/ Вячеслав Прокофьев

















  • Андрей Колесников: Несмотря на все все встречи и попытки договориться, Путин одним движением руки может сломать всю переговорную конструкцию.

  • "Московский комсомолец": Военные в своих сводках не говорят, когда планируют закончить операцию и какие цели перед собой ставят.

  • Александр Морозов: Зеленский очень умно, осторожно, "хладнокровно" (как сказал Макрон) держится в этой опасной ситуации. Никакой бравады, никакого публичного милитаризма с его стороны, и никаких провокаций...

РАНЕЕ В СЮЖЕТЕ
В СМИ
3 МАРТА 2022
"Московский комсомолец": Военные в своих сводках не говорят, когда планируют закончить операцию и какие цели перед собой ставят.
В СМИ
1 МАРТА 2022
Главное: На центральной площади Харькова, одной из самых крупных в Европе, прозвучал мощнейший ракетный удар.
В СМИ
25 ФЕВРАЛЯ 2022
Lenta.ru: Президент Зеленский снова призвал Россию к переговорам о прекращении военных действий.
В СМИ
24 ФЕВРАЛЯ 2022
«Коммерсант»: Запад угрожает Москве беспрецедентно жесткими санкциями…
В СМИ
23 ФЕВРАЛЯ 2022
УНИАН: Сейчас у границы Украины и на оккупированных территориях сосредоточено почти 200 тысяч войск РФ. На юг Беларуси и в приграничные с Украиной регионы РФ продолжают прибывать российские войска.
Поменять войну на саммит
21 ФЕВРАЛЯ 2022 // АЛЕКСАНДР ГОЛЬЦ
Отдадим должное упертости и, мягко говоря, необидчивости французского президента Эммануэля Макрона. Только что выяснилось, что Владимир Путин его кинул. Обещал в ходе личной встречи вывести войска из Белоруссии после завершения маневров 20 февраля. А позже глава минского военного ведомства сообщил, что совместная проверка войск продолжится (и войска, стало быть, останутся) по причине сложного международного положения. Но хозяин Елисейского дворца не стал в позу обиженного. Утерся и в шестой раз за последние недели позвонил Путину В.В. Результаты оказались просто фантастическими. Война, казавшаяся еще вчера совершенно неизбежной, скорее всего отложена минимум на неделю.
Прямая речь
21 ФЕВРАЛЯ 2022
Андрей Колесников: Несмотря на все все встречи и попытки договориться, Путин одним движением руки может сломать всю переговорную конструкцию.
В СМИ
21 ФЕВРАЛЯ 2022
"Коммерсант": Москва и Киев обвиняют друг друга в эскалации, Париж пытается их мирить, Вашингтон трубит о неминуемой войне
В блогах
21 ФЕВРАЛЯ 2022
Александр Морозов: Зеленский очень умно, осторожно, "хладнокровно" (как сказал Макрон) держится в этой опасной ситуации. Никакой бравады, никакого публичного милитаризма с его стороны, и никаких провокаций...
Деэскалация, которой нет
17 ФЕВРАЛЯ 2022 // АЛЕКСАНДР ГОЛЬЦ
Москва попала в собственную ловушку. В течение месяцев она требовала от Запада выполнения невыполнимых в принципе ультиматумов, угрожая при этом некими «военно-техническими мерами». При этом, по утверждению США и других стран НАТО, происходило наращивание российских войск вокруг Украины. Москва этого не отрицала, никаких внятных разъяснений не давала и заявляла с ухмылкой, что вольна делать на своей территории что угодно и не собирается ни перед кем отчитываться. Столкнувшись с угрозой новой войны на Украине, США и их союзники по НАТО начали поставки переносных противотанковых комплексов и систем ПВО «Стингер».