КОММЕНТАРИИ
В обществе

В обществеФеминизм шагает по планете

20 ОКТЯБРЯ 2014 г. БОРИС КОЛЫМАГИН

ЕЖ/Олендская Мария

Религиозный феминизм имеет множество оттенков и нюансов, и появление в Англиканской церкви женщин-епископов лишний раз свидетельствует о том, что гендерная тема может быть связана не только с сексизмом, но и с ответственностью.

В протестантских конфессиях женщины-пресвитеры существуют относительно давно, с конца XX века. И опыт показывает, что они умеют собирать общину, вести работу с детьми. В Стокгольме автору этих строк довелось наблюдать, как после службы одна из таких служительниц алтаря устроила чаепитие со школьниками, во время которого умные разговоры чередовались с шутками и родители непринужденно общались со своими чадами.

Поддерживать верующих, помогать им решать духовные и психологические проблемы может далеко не каждый священник, для этого нужен особый дар. И возможность выбирать подходящие кандидатуры и из мужской, и из женской части христианского человечества увеличивает кадровый ресурс церкви.

Теперь дело дошло до гендерных изменений среди топ-менеджеров. На днях британские лорды одобрили предложение Генерального синода позволить женщинам становиться епископами. После утверждения этого предложения парламентариями оно станет законом.

Возможно, у кого-то возникнет недоумение: с какой стати законодатели вмешиваются в дела сугубо религиозные? Ответ прост: Англиканская церковь является государственной и поэтому государство регулирует многие стороны ее существования. К слову, опыт Великобритании показывает, что словосочетание «государственная церковь» не всегда имеет сугубо негативное значение. Ожидается, что уже к Рождеству, то есть к 25 декабря 2014 года, у англикан будет первая женщина-епископ.

У православных движения в сторону религиозного феминизма не наблюдается. Наоборот, многие батюшки с облегчением входят в алтарь, куда свободный доступ слабому полу закрыт. И с удовольствием повторяют поговорку о том, что католиков губит папизм, а православных бабизм. Католики, впрочем, тоже не спешат навстречу феминизму, но алтари у них открыты и ксендзам от женского взгляда спрятаться трудно.

В России женский вопрос, конечно, не стоит так остро, как на Западе. Но проблем, тем не менее, хватает. В свое время митрополит Антоний (Блум) призывал верующих к размышлению над этой проблематикой. Но какие тут размышления в контексте советизации всей страны?

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл заявил лет пять назад, что «сегодня православная христианка должна занимать активную общественную позицию, выступая хранительницей христианских нравственных ценностей в семье и обществе». О появлении на амвоне слабого пола даже не заикнулся. И сегодня, похоже, вопрос закрыт.

Да, тема женского клира для выстроенной на патриархальных мифах конфессии непроста. Замечательный британский православный богослов митрополит Диоклийский Каллист (Уэр), высказался вполне определенно: «Представьте, что вы купили старый дом и, поднимаясь на чердак, ударились головой о балку, которая здесь вроде бы не нужна. Ее предназначение нам пока неизвестно, но не будет ли опрометчивым просто вынуть ее, не изучив как следует устройство дома? Отсутствие убедительных прецедентов и указаний в Священном предании побуждает нас быть предельно осторожными».

Ну хорошо. Будем осторожными. Но ведь какие-то назревшие проблемы, в том числе связанные с женской темой, в церкви нужно решать уже сегодня. Пусть женщина не может стоять у алтаря. Но в храме-то она может чувствовать себя комфортно?

ИТАР-ТАСС

Четыре года назад возник Союз православных женщин. Сегодня он развил бурную деятельность. На сайте организации мы можем прочитать об участии членов Союза в многочисленных конференциях, о сборе средств на строительство храмов и благотворительность. Но практически нигде не пишется о попытках обустройства внутрицерковного пространства, об организации приходской жизни, общения на приходе. Когда организация вставала на ноги, то звучали речи о важности появления при каждом храме комнаты матери и ребенка, о специально выделенном уголке для малышей, где бы ими занимались подготовленные люди. На случай, к примеру, если настоятель не переносит детского крика. От феминизма, конечно, все это далеко. Зато к реальной жизни имеет прямое отношение. Сегодня Союз вместе с другими православными женскими организациями обслуживает епископат и борется за традиционные ценности, не понимая, что это палка о двух концах и патриархальный мир несет немало проблем.

Исламское государство, к примеру, показало, как оно понимает традиционные ценности, объявив о секс-джихаде. Да вдобавок ко всему решило превратить христианских женщин в наложниц. И все это под мусульманским знаменем, под знаменем патриархата. Две молоденькие дурочки из Вены приехали в Сирию, забеременели, теперь просятся домой, не знают, как убежать. Такова сила традиции.

Конечно, в христианстве мужское насилие гораздо мягче, обтекаемей. Даже в самых фундаменталистских приходах. Но оно все-таки есть.

Отказ от вызова феминизма на практике означает, что женщины, вокруг которых шевелится приходская жизнь, заведомо оказываются на вторых ролях, в жесткой зависимости от мужчин. Даже при советской власти с этим было проще. Женщина, например, могла быть старостой и решать какие-то важные вопросы. Сегодня на приходе полностью командует отец настоятель — в соответствии с буквой нового приходского устава. А если учесть, что и сам священник не свободен и всецело зависит от прихоти топ-менеджера, то поневоле возникает шальная мысль о православном женском епископате. Фантазия чистой воды. Но если на минуту представить…

Определенно: батюшкам с женщиной-епископом проще будет договориться.


На фото: Санкт-Петербург. Настоятельница Воскресенского Новодевичьего монастыря игуменья София (Силина) с Благодатным огнем, доставленным из Иерусалима, во время Пасхального богослужения в Воскресенском Новодевичьем монастыре.
Фото Руслана Шамукова /ТАСС


Версия для печати