Медицина
19 марта 2024 г.
Главная опасность MERS — поражение легких

ТАСС

 

О том, что коронавирусы, которые столь роскошно выглядят под электронным микроскопом, вызывают острые респираторные заболевания, известно с середины ХХ века. Предыдущая вспышка коронавирусной инфекции («атипичной пневмонии» или severe acute respiratory syndrome, SARS) в 2002-2003 годах унесла около восьми сотен жизней жителей Азии.

Новый «вид» коронавируса, идентифицированный в 2012 году в Саудовской Аравии, служит причиной ближневосточного респираторного синдрома (Middle East respiratory syndrome coronavirus, MERS).  

Известно о чуть более чем 700 случаях заболевания MERS, вызванным коронавирусом, из них около 40 % закончились летальным исходом.

В настоящее время рост заболеваемости этой вирусной инфекцией наблюдается в Южной Корее, где по состоянию на 23 июня MERS подтвержден у 175 человек. Уровень развития медицины в Южной Корее очень высок, поэтому и смертность от этой инфекции более чем в два раза ниже, чем в мире и на Ближнем Востоке.

Инкубационный период инфекции составляет в среднем 5 дней, но может доходить до 10. Первые симптомы MERS неотличимы от гриппа: это лихорадка, озноб, насморк, сильная слабость и боль в мышцах. Позже появляется сильная одышка, которая служит признаком поражения легких, главной стигмы болезни, которая и определяет тяжесть и прогноз заболевания. Параллельно нередко появляются диарея и боль в животе (как при многих ОРВИ), в тяжелых случаях — почечная недостаточность.

Специфического (то есть точно бьющего по вирусу) лечения MERS, как и вакцины, в настоящий момент нет. Надо понимать, что популярные у нас «ингавирины» и «кагоцелы» не могут быть хоть сколько-нибудь эффективной мерой в борьбе с вирусом (иначе бы, поверьте, корейцы их оторвали с руками инвесторов), но несколько мощных современных противовирусных препаратов проходят испытания в борьбе с MERS.

Главный «секрет» корейской медицины в противодействии MERS — это правильно настроенная искусственная вентиляция легких (ИВЛ) пациентов. Подобрать ее режим верно — настоящее искусство, которым в России владеют немногие реаниматологи и пульмонологи. Самые тяжелые пациенты в Корее подключаются к аппарату экстракорпоральной мембранной оксигенации (ЭКМО), который обогащает кровь кислородом, даже если легкие «совсем не работают». У нас в ряде клиник тоже есть несколько таких машин, но в обслуживании они стоят совершенно заоблачных денег, поэтому «включают» их обычно, только если речь идет о поддержании жизни ребенка, перенесшего операцию на сердце.

Поддерживающие жизнь на волоске ИВЛ и ЭКМО дают корейским пациентам время, чтобы их иммунная система «распознала» вирус и выработала против него иммуноглобулины — самое высокоточное оружие.

ТАСС

До разработки эффективного противовирусного препарата и создания вакцины пока что очень далеко. Но вполне возможно, вакцина и не понадобится, как и в случае с SARS. С вирусами на одной планете мы живем давно. И человечеству везет: чем «страшнее» вирус, тем он труднее передается. Успешная стратегия вируса — не убивать жертву, а дать ему выжить, но инфицировать как можно больше других людей (вспомните простуду и насморк, вызванных риновирусом).

Можно сказать, что перекочевавший от животных к человеку MERS в этой игре новичок, и вряд ли ему удастся захватить устойчивую нишу, когда против него играет и человечество, и… другие вирусы. По всей видимости, MERS может передаваться лишь при достаточно тесном контакте между людьми, но при этом способен распространяться воздушно-капельным путем, хотя и очень ограниченно. При этом коронавирус представляет для человечества чуть большую опасность, чем вирус Эбола, вызывающий еще более тяжелую болезнь, но передающийся контактным путем.  

Если говорить образно, то чемпион воздушно-капельного пути передачи вирус гриппа — это муха, а коронавирус — это таракан, который, в принципе, тоже имеет крылья, но летает, как известно, лишь «с печки на полку». Поэтому в случае начала эпидемии, риск которой весьма невысок, эффективными средствами защиты от вируса будут обычные маски и следование элементарным принципам гигиены — таким, как мытье рук.

Мы научились бороться с коронавирусной инфекцией, предотвратив эпидемию SARS, предотвратим и MERS. Поэтому бояться MERS не нужно, но для туристической поездки в Южную Корею, сейчас, пожалуй, не самое лучшее время.


Фото: ситуация с распространением коронавируса MERS в Южной Корее Zuma\TASS и EPA/TASS














  • Сергей Цыпляев: Эвакуацию можно было организовать иначе. Послать гражданский, а не десантный самолёт, привести людей в более спокойном состоянии. 

  • «Коммерсант»: Бардак и показуха страшнее коронавируса. «Московский комсомолец»: Людям, которых вывезли из зоны эпидемии, придется провести на карантинном контроле еще две недели.

  • juve99: Гремучая смесь показухи, идиотизма и чиновничьей неразберихи — вот что такое ваша эвакуация из Уханя.

РАНЕЕ В СЮЖЕТЕ
Своих не бросаем. Просто везем в Тюмень
6 ФЕВРАЛЯ 2020 // АЛЕКСАНДР ГОЛЬЦ
«Родина всегда накажет тебя, сынок». Эта несложная армейская мудрость вспомнилась, когда пресса стала сообщать подробности о проведенной военной авиацией по приказу Путина эвакуации российских граждан из Китая. Казалось бы, ничего проще такой операции нет. Надо вывезти несколько сотен здоровых (по крайней мере, пока что здоровых) людей и разместить на две недели на карантин. Судя по первым впечатлениям тех, кого Родина так решительно взялась спасать, эвакуация, как она была организована, была способна нанести существенный ущерб здоровью спасаемых.
Прямая речь
6 ФЕВРАЛЯ 2020
Сергей Цыпляев: Эвакуацию можно было организовать иначе. Послать гражданский, а не десантный самолёт, привести людей в более спокойном состоянии. 
В СМИ
6 ФЕВРАЛЯ 2020
«Коммерсант»: Бардак и показуха страшнее коронавируса. «Московский комсомолец»: Людям, которых вывезли из зоны эпидемии, придется провести на карантинном контроле еще две недели.
В блогах
6 ФЕВРАЛЯ 2020
juve99: Гремучая смесь показухи, идиотизма и чиновничьей неразберихи — вот что такое ваша эвакуация из Уханя.
Боевой вирус «Онищенко» в голове Владимира Путина
1 НОЯБРЯ 2017 // ИГОРЬ ЯКОВЕНКО
Те, кому интересно, что будет с Россией в период очередного президентского срока Путина, который начнется после 18.03.18, получили возможность заглянуть в ближайшее будущее. Эту возможность предоставили: сам Владимир Путин, член СПЧ Игорь Борисов, первый зампред комитета Госдумы по образованию и науке Геннадий Онищенко и военный «эксперт» Игорь Никулин. Каждый из них дал свой фрагмент, при сложении которых пазл будущего России выглядит вполне отчетливо и реалистично. Игорь Борисов, глава Российского общественного института избирательного права, выступая на заседании СПЧ, обратил внимание Путина на новую угрозу россиянам, которая, как и все остальные, исходит из-за рубежа.
Прямая речь
1 НОЯБРЯ 2017
Дмитрий Орешкин: Покакал — в пакетик и неси домой. Подстригся — собери волосы и сожги. Бдительность прежде всего.
В СМИ
1 НОЯБРЯ 2017
РИА Новости: Пентагон нуждается в биоматериале россиян для продолжения исследований, связанных с изучением опорно-двигательного аппарата...
В блогах
1 НОЯБРЯ 2017
Татьяна Малкина: аааааааааааа  это вообще как?  означает ли это, что сценарий грядущих выборов, возможно, не столь предсказуем, как принято считать?
Когда правая рука точно знает, что делает левая
6 СЕНТЯБРЯ 2015 // АЛЕКСАНДР РЫКЛИН
В воскресенье в Москве стартовал форум Общероссийского народного фронта «За качественную и доступную медицину». В понедельник там ждут отца-основателя и лидера движения Владимира Путина. Как несложно догадаться из названия мероприятия, посвящено оно проблемам отечественного здравоохранения, с которым, оказывается, далеко не все в порядке. По крайней мере, это следует из многочисленных докладов и выступлений участников форума, коих собралось шестьсот человек. Причем, выступающие отмечали недостатки чуть не во всех сегментах этой жизненно важной отрасли – в лекарственном обеспечении, в организации приема пациентов, в предоставлении койко-мест и т.д.
О кризисе медицинского образования
3 ИЮНЯ 2015 // ЯРОСЛАВ АШИХМИН
Уверяю вас, миллионы болезней останутся не диагностированными и еще миллионы случаев будут лечиться неправильно, так как успех в их лечении требует совсем не наличия сверхсовременного оборудования, лаборатории и новейшего лекарства, а грамотного врача, обладающего клиническим мышлением и знакомого с новыми методами лечения. В руках врача необученного применение сильнейших биологических препаратов может быть разрушительнее самой болезни. Критическое состояние российской медицины обусловлено, в первую очередь, кризисом медицинского образования, который имеет очень глубокие корни.