Сирия
03 ноября 2024 г.
Москва нашла себе союзника
29 ОКТЯБРЯ 2015, АЛЕКСАНДР ГОЛЬЦ

ТАСС

Сирийский узел запутывается все сильнее. Под жестким давлением республиканцев администрация Барака Обамы вдруг заговорила о возможности ограниченных наземных операций (освобождение пленников, захваченных террористами, подготовка отрядов умеренной оппозиции). И таким образом, рискует вновь наступить на те же грабли – начать военную операцию без очевидной военной цели, только чтобы продемонстрировать свою решительность. Одновременно очевидно, что российские бомбардировки, несмотря на оглушающий звон победных реляций, не приносят успеха в наземном наступлении сирийских войск. Похоже, наступление захлебнулось, и теперь силы Асада едва отбивают контратаки вооруженной оппозиции.

И вот на таком-то фоне российская дипломатия добилась очередного выдающегося успеха. Недели не прошло после того, как глава российского внешнеполитического ведомства Сергей Лавров предложил серьезно расширить состав участников переговоров по Сирии. До недавнего времени в этих переговорах участвовали США, Россия, Саудовская Аравия и Турция. Москва предложила привлечь к разрешению сирийского кризиса больше дюжины государств, включая Египет, Иорданию, Катар, ОАЭ. И, главное, Иран. До недавнего времени против участия Тегерана резко возражали США. В Вашингтоне утверждали, что иранские власти, которые прямо поддерживают и обвиняемую в терроризме «Хезболлу», и режим Асада, несут прямую ответственность за развязывание в Сирии гражданской войны. И вот теперь, видимо, желая уже любым путем выбраться из этого ближневосточного болота, Вашингтон скрепя сердце согласился на участие Ирана в переговорах. Уже 30 октября иранский министр иностранных дел должен прибыть в Вену. Наблюдатели предсказывают: теперь в ходе переговоров «анти-асадовской» группе будет противостоять «про-асадовская».

Разумеется, от этого переговоры не пойдут быстрее. Но произошедшее, безусловно, можно рассматривать как важную дипломатическую победу России. Напомню две мысли, которые главный начальник страны старательно внедрял в головы участников дискуссионного клуба «Валдай». Первая – длительный мир наступает после заключения договоренностей между блоками государств. И договоренности эти фиксируют некий баланс сил. Вторая – сирийское урегулирование может стать некоей моделью для будущего международного сотрудничества.

Признаться, я все гадал, о каких-таких блоках государств рассуждал Путин. Потому как нет пока что в природе никаких других блоков (оформленных, по крайней мере, юридически), которые могли бы стать противовесом американским союзам – НАТО в Европе, военным союзам с Японией и Южной Кореей в Азии. И вот теперь обрисовывается желанная Кремлем модель мирового устройства. Объединенный Запад и Россия, возглавляющая антизападную коалицию мировой шантрапы от средневековой северокорейской деспотии до теократического государства иранских аятолл. Ну и чем не многополюсный мир? Надо сказать, что еще в конце 1990-х, при Ельцине, была довольно популярна подобная внешнеполитическая концепция. Она сводилась к тому, что Россия может играть существенную роль в мировой политике, выступая в роли представителя сообщества цивилизованных государств при общении со странами-изгоями. По странному стечению обстоятельств многие из этих государств были клиентами развалившегося СССР, и посему в теории у Москвы должны были оставаться всевозможные каналы для неформальных контактов. Теория не сработала. Авторитарные диктаторы, кто угодно, только не идиоты. Они отлично понимали, что лучше обращаться напрямую к Западу, чем через посредников. А Москва, продолжавшая отстаивать право на самобытность Северной Кореи и Ирана, стала превращаться в главу коалиции изгоев (отдадим должное мудрости пекинских правителей – те брезгливо уклонились от такой возможности). Так что добро пожаловать в новый мир. Мир, где мощь Запада балансируется союзом Ирана, спонсирующего террористов, и Россией с ее ядерным потенциалом.




Фото: Россия. Москва. 22 апреля. Глава внешнеполитического ведомства Ирана Мохаммад Джавад Зариф и глава МИД России Сергей Лавров (слева направо) перед началом пресс-конференции глав внешнеполитических ведомств стран "Каспийской пятерки". Фото ИТАР-ТАСС/ Артем Коротаев












  • Сергей Цыпляев: Такое столкновение было неизбежно, потому что мы случайно, не понимая, куда лезем, вступили в исторический конфликт шиитов и суннитов.

  • "Независимая газета": Если американские дипломатические круги поддерживают идею военной помощи Турции, оборонное ведомство США выступает категорически против.

  • Gaziz Torbayev: Эрдоган четко заявил всему миру, что не сдадут Идлиб и его окрестности никому, это буферная зона безопасности... Для Турции Идлиб и Алеппо намного важнее чем Донбасс и Крым для России.

РАНЕЕ В СЮЖЕТЕ
Атака дронов
5 МАРТА 2020 // АЛЕКСАНДР ГОЛЬЦ
На 5 марта назначены переговоры российского и турецкого президентов, результаты которых должны если не урегулировать, то хотя бы стабилизировать ситуацию вокруг сирийской провинции Идлиб. Судя по всему, турецкие и российские войска там находятся на грани боестолкновения. Обе стороны решительно отвергают такую возможность, но при этом не упускают случая, чтобы обвинить друг друга в обострении. Только что представитель отечественного военного ведомства генерал Конашенков поведал, что «наблюдательные посты турецкой армии находились в местах концентрации боевиков и полностью срослись с ними».
Прямая речь
5 МАРТА 2020
Сергей Цыпляев: Такое столкновение было неизбежно, потому что мы случайно, не понимая, куда лезем, вступили в исторический конфликт шиитов и суннитов.
В СМИ
5 МАРТА 2020
"Независимая газета": Если американские дипломатические круги поддерживают идею военной помощи Турции, оборонное ведомство США выступает категорически против.
В блогах
5 МАРТА 2020
Gaziz Torbayev: Эрдоган четко заявил всему миру, что не сдадут Идлиб и его окрестности никому, это буферная зона безопасности... Для Турции Идлиб и Алеппо намного важнее чем Донбасс и Крым для России.
Идлиб: никто не хочет уступать
25 ФЕВРАЛЯ 2020 // АЛЕКСАНДР ГОЛЬЦ
В сирийском Идлибе создалась ситуация, развитие которой ведет к прямому военному противостоянию между Россией и Турцией. И Москва, и Анкара такую вероятность решительно отрицают. Однако в то же время уже готовят «отмазки» на случай столкновений. Глава отечественного внешнеполитического ведомства Сергей Лавров заявляет, что «террористы» неоднократно наносили удары по российским и сирийским военным, а также по гражданским объектам с позиций наблюдательных пунктов Турции. Российские военные утверждают, что турецкие войска в Идлибе обеспечивают тех же «террористов» вооружениями, боеприпасами, а также обмундированием.
Прямая речь
25 ФЕВРАЛЯ 2020
Константин фон Эггерт: Судьба Идлиба будет печальна: рано или поздно сирийские войска возьмут под контроль эту территорию, что позволит заявить об окончании войны.
В СМИ
25 ФЕВРАЛЯ 2020
"Московский комсомолец": Тема возможного применения российского оружия против российских войск остается актуальной в СМИ и блогосфере.
В блогах
25 ФЕВРАЛЯ 2020
Рыклин Александр: А вот, кстати, интересный вопрос - если турки победят в войне с Россией, они вернут Крым Украине?
Сирийский цугцванг Путина
10 ОКТЯБРЯ 2019 // АЛЕКСАНДР ГОЛЬЦ
Турецкая армия начала захват приграничной зоны на севере Сирии. Цель операции «Источник мира» — создание 30-километровой буферной зоны вдоль всей турецко-сирийской границы. Эта «зона безопасности» должна отгородить Турцию от территорий, контролируемых боевыми организациями курдов, которые Анкара считает террористическими. Кроме того, именно в эту зону безопасности планируется направить сотни тысяч сирийских беженцев, которые находятся сейчас на турецкой территории. Турки, располагающие тяжелой артиллерией, танками и авиацией, имеют очевидное военное превосходство над курдами. Поэтому исход операции сомнений не вызывает.
Прямая речь
10 ОКТЯБРЯ 2019
Сергей Цыпляев: Если мы смотрим на Ближний Восток, то видим колоссальный калейдоскоп интересов, где мы в одних вопросах с кем-то союзники, а в других — нет. И курдский вопрос находился с самого начала в эпицентре противостояния.