КОММЕНТАРИИ
В обществе

В обществеЦвет времени

23 НОЯБРЯ 2015 г. БОРИС КОЛЫМАГИН

ТАСС

Перед входом в Академический молодежный театр, где уже в восьмой раз вручалась премия «Просветитель», меня окликнул знакомый и поинтересовался: почему вы весь в сером — кепка, плащ… Я окинул себя критическим взглядом. Ну да, хмарь, ветер. Но ведь дело не только в погоде. Многие одеты примерно так же — ни тебе цветных шарфиков и широких зонтиков, ни петушиных причесок и светлых шляпок. А если снять верхнюю одежду, та же серость. Разве что сопредседатель оргкомитета премии Александр Гаврилов бегает в светлом фраке с бабочкой да один из лауреатов, из наших эмигрантов, американец, щеголяет в красных штанах.

Ответ пришел сам собой: да это цвет времени, цвет второго путинского президентства. И мы его как-то интуитивно принимаем.

В Советском Союзе, несмотря на общую убогость, красный цвет, особенно в районе 7 ноября, дня большевистского переворота, доминировал. Напоминал о крови, о ярости, о борьбе. В ельциновскую эпоху он сменился красками маскарада: голубым, желтым, радужным. А теперь… Нет, это не «скука, серость и гранит». Медный всадник не скачет по стогнам петровского Санкт-Петербурга. Какой тут гранит. Серость переходит в дождь, в склизкую неустойчивую темноту, где творятся всякие нехорошие дела.

Вот и «духовник Путина» наместник Сретенского монастыря архимандрит Тихон (Шевкунов) во мгновение ока превратился в этой мерцающей, полутемной картинке в епископа. Только православная общественность собралась ему пропеть анаксиос, то есть в переводе с греческого «недостоин», как с чекистской оперативностью прошло богослужение, и новый претендент на патриаршество стал бить копытом землю.

Шевкунов предпринимает один пиар-ход за другим. Последний ему удался на славу. Я имею в виду только что прошедшую в Манеже выставку «Моя история. От великих потрясений к Великой Победе». Тенденциозная, насквозь идеологизированная, лишенная интересных артефактов, она, тем не менее, вызвала определенный интерес, а патриарху Кириллу на открытии пришлось даже сквозь зубы выдавить что-то про достижения марксизма-сталинизма. Иначе нельзя: Путин не поймет и за руку не поздоровается.

Выставка, заметим в скобках, халявная: пускали бесплатно. Этим отчасти объясняются очереди в Манеж. В самом деле: рядом находятся любопытные экспозиции, где собрано немало замечательных произведений. В звоннице Василия Великого выставка о Борисе Годунове, в Историческом — о золоте потомков Геракла, в Третьяковке — Серов, в Пушкинском — японцы и итальянцы. Ну, не может же народ игнорировать подлинное искусство ради фотомонтажа и информационных технологий!

Оказывается, может. И хотя многие понимают, что их сознание глубоко сканируют, все равно идут. Это как наши туристы. Знают, что ИГИЛ еще может устроить не один теракт против россиян, и все равно обходными путями едут в Египет. Потому что отдыхать там выгодно.

Халява и бедность — два неизбывных спутника советского человека. Они снова в чести. Похоже, не за горами распределение продуктов первой необходимости для малоимущих слоев населения по карточкам.

Неужели опять двадцать пять? Не страна, а какая-то кунсткамера. Каких еще уродцев увидим?

Надо сказать, Дмитрий Борисович Зимин, учредитель премии «Просветитель» сделал неожиданный ход, когда подарил каждому участнику церемонии книгу Каспара Хендерсона «О самых невообразимых животных» с подзаголовком «Бестиарий XXI века». В томе больше пятисот страниц и много-много картинок. Листаешь в метро и видишь, что это не о каких-то диковинных животных. То есть и о них. Но и о нас тоже.

Читаешь, и почему-то вспоминаешь, что на днях о. Всеволод Чаплин в связи с угрозой терроризма заговорил об отмене моратория на смертную казнь. Будто смертника-террориста такая отмена испугает. А глава церковного внешнеполитического ведомства митрополит Иларион (Алфеев) затянул песню об отказе от отделения Церкви от государства ради распространения религиозных знаний в образовательном пространстве. Опять-таки для профилактики терроризма.

Но почему я снова говорю о православии и церкви, а не о других конфессиях, не о депутатах, не о политиках? Да потому, что она мне мать, и мрак, который сейчас везде и всюду, в церкви особенно ранит.

Ну да, есть выход в конце туннеля. Теоретически мы это знаем. Но как пройти это время и уцелеть? И еще что-то успеть сделать. Взамен, как известно, другого времени не будет.


Фото: Россия. Москва. 4 ноября 2015. Епископ Егорьевский Тихон (Шевкунов), патриарх Московский и всея Руси Кирилл и президент России Владимир Путин (слева направо) во время посещения церковно-общественной выставки "Православная Русь" в рамках празднования Дня народного единства. Алексей Никольский/пресс-служба президента РФ/ТАСС


 

Версия для печати