КОММЕНТАРИИ
В обществе

В обществеЦентр толерантности — пошел вон!

5 ЯНВАРЯ 2016 г. ЕВГЕНИЯ ХОДОРОВА



В Петербурге — событие не рядовое, но знаковое. В смысле, для сегодняшнего дня знаковое, причем разом по нескольким пунктам.

Здесь закрывают, точнее, просто-напросто вышвыривают на улицу, в никуда Центр толерантности, он же Информационно-культурный корчаковский центр. Быть может, в прессе мелькающий не так уж и часто, однако дело свое делающий честно и достойно. Он воспитывал, просвещал, учил, причем преимущественно молодежь — школьников и студентов. А признаемся честно — оно нам вообще-то сегодня нужно? Не конкретно вам, читающему эти строки, а в масштабе страны? Праздный вопрос. Ответ на него ясен, как солнечный полдень. И не будем заморачиваться с поисками причин. Они тоже абсолютно прозрачны.

Итак — о самом центре и том, чем он кропотливо, интеллигентно занимался с 2003 года, момента своего образования. Идея его создания счастливым тогда образом родилась у работников Центральной библиотеки им. К. Г. Паустовского — старейшей в Московском районе. Работал, естественно, на энтузиазме сотрудников.

Даже мимолетный взгляд на деятельность его за истекшие 13 лет дает понять, что люди, его создавшие и в нем трудившиеся, вложили в него всю свою щедрую и благодатную душу. «Великие гуманисты мира»; «Учимся толерантности»; «По дороге к храму. Жизнь и судьба о. Александра Меня»; «Спеши делать добро: Доктор Гааз»; «Новогодние традиции разных стран»; «Дмитрий Сергеевич Лихачев: уроки патриотизма и гражданственности»; «Сказки и сказочники разных стран»; «Сердце, отданное детям: Януш Корчак»; «Петербург: ожерелье культур»; «Великие религии мира»; «Мать Мария: «я вновь умру, и я воскресну вновь»; «Живущим — помнить!»; «Страна туманного Альбиона — Англия»; «Культура и традиции народов мира»; «Мы и другие»; «Кулинарное путешествие по странам мира»; «Вокруг света без билета»; «Жить в мире с собой и другими: многонациональный Петербург»; «Мы родились на берегах Невы»; «Совесть, благородство и достоинство: Булат Окуджава»; «Я родом не из детства, из войны: Блокада Ленинграда и дети»…



Лекции, семинары, конференции, видеопоказы, выставки, круглые столы.

Сюда приезжали библиотечные работники, писатели, ученые, воспитатели, родители, преподаватели, причем из разных городов и стран. Приходили школьники, студенты, люди самого разного возраста и общественного положения.

В общем, много было всего.

Так много, так богато и щедро, тепло и уютно, что терпеть это дальше было решительно невозможно!

Вот отчего грянули перемены, родственные тем, что постигли искусствоведческие институты, Академию русского балета, Петербургскую консерваторию… То есть — сменили руководство. Новым ее директором с 2009 года стала Наталия Владимировна КолясоваПоначалу резких телодвижений в отношении Центра она не делала. Дескать, работайте, работайте, господа энтузиасты, мы пока что вас не трогаем. Можно даже сказать — терпим.

А уж с 2014 года…

В сентябре распоряжением директора было предписано в недельный срок освободить помещение, занимаемое Центром. Основание — ремонт помещения, так надо!

И началась срочная эвакуация Центра, ни дать ни взять как в военное время. Сотрудники увезли, спасая, семь раритетных скульптур, посвященных Янушу Корчаку работы Льва Разумовского. В 156 коробок был помещен богатейший фонд Центра: книги, тематические дайджесты, детские рисунки и предметы декоративно-прикладного творчества, фотовыставки, сочинения и эссе, письма и материалы из личных архивов…

На вопрос «куда?» последовал ответ замдиректора: «Не знаю». И только когда сотрудники пригрозили обращением в российские и зарубежные СМИ, им выделили часть помещения в другой библиотеке. Но едва там навели более-менее сносный порядок, как 10 декабря 2015 года последовал очередной погромный приказ: освободить и его. В срок за несколько дней. Теперь уже без предоставления другой площадки.

Ибо передано было: приказы директора не обсуждаются! Дескать, нет в структуре библиотеки такого подразделения — Центр, и вся его работа — чистой воды самодеятельность. А самодеятельность у нас, как известно, не приветствуется. Всяк знай свой шесток и за него — ни-ни.



И оставьте при себе все ваши смешные и беспомощные доводы о необходимости этой работы в ситуации сегодняшнего дня, с его нарастающей агрессивностью и ксенофобией. Оставьте вообще всяческие стенания и стоны, а также ссылки на то, что занимался Центр делом благородным и вроде бы пока не запрещенным, наподобие диалога культур и пропаганды идей гуманизма, а с ней противостояния нетерпимости, ксенофобии и экстремизму. Нынче не до лирики. Нынче время жесткое, и людей оно соответственно требует зубастых, хватких и особо с гуманистическими ценностями не церемонящихся.

А что там, в самом деле? Чего рассиропиваться с рассказами нашей молодежи о Корчаке, Холокосте, Матери Марии, Гансе-Христиане Андерсене и всяких прочих Окуджавах, с его «возьмемся за руки, друзья»? Рассиропимся — глядишь, и ненавидеть постепенно перестанем, и врагом повсюду отыскивать, и глядеть на мир сквозь прицел.

Вот это уже терпеть совершенно невозможно.

И Центр, известный и признанный не только в Петербурге и России, но и за рубежом, сегодня уничтожается и вышвыривается, как старые галоши. Со всеми его многолетними наработками, энтузиазмом сотрудников, планами, перспективами, со всем его гуманизмом и прочей интеллигентной чепухой. Нам это не нужно. Здоровая, крепкая ненависть — вот это да!

А когда она окончательно восторжествует в масштабе целой страны — так в ней уже тех, кто ее взращивал и пестовал, небось, не будет. Они будут в других странах, там, где расположилась не только их многомиллионная недвижимость, но и успешно выгнанные из нашего Отечества взаимопонимание, терпимость и доброта.

А мы будем жить тут. По законам волчьим, тем самым, что сегодня так бережно взращиваем и пестуем. Не понимая, что копаем собственную могилу.


Фотографии предоставлены автором.



Версия для печати