КОММЕНТАРИИ
В обществе

В обществеЗдесь жила страсть

28 ФЕВРАЛЯ 2006 г. АНТОН ОРЕХЪ
После Олимпиады всякий раз одно и то же: я так привык за две недели строить жизнь по графику трансляций, за кого-нибудь болеть, сокрушаться и восторгаться, что непонятно, как быть без всего этого, а главное, как я жил без всего этого еще две недели назад?! Впрочем, это моя, болельщицкая реакция. Вам, которые не болельщики, по-своему прекрасно живется – столько нервов сберегается, столько времени экономится на более важные и осмысленные, с точки зрения разумного человека, дела. Но мы, которые болельщики, всё-таки не теряем времени зря. Я не знаю, что еще кроме спорта способно дать такой одномоментный мощнейший энергетический заряд такому количеству людей.

На следующий день после хоккейного матча Россия-Канада, я видел стольких людей, которые, как и я, все два с половиной часа вместе с Набоковым защищали ворота, вместе с защитниками ложились под шайбу, вместе с нападающими бежали в атаку и вместе с Овечкиным прыгнули на стекло, когда он забил тот решающий гол. Я встал от телевизора весь мокрый, и те, кого я встретил наутро, тоже встали мокрыми, но страшно довольными! Кому-то это кажется глупым, а по мне так просто здорово! Боление – это здоровое проявление человеческой натуры. Я, конечно, не имею в виду тех, кто под этим предлогом идет "ломать, крушить и рвать на части".

Болельщиков, кстати, оказалось гораздо больше, чем принято думать. Уже через пару дней после Турина, когда рейтинги спортивных трансляций побили все рекорды, телепрограмма превратилась в хлам, поскольку каналы мгновенно перелопатили всю сетку и до конца игр открыто враждовали, сражаясь за право показа того или иного состязания и проявляя чудеса контрпрограммирования и объятия необъятного.

Олимпиада - вершина спортивного боления, поэтому расставаться с ней жалко, но пора подводить итоги. Прежде всего, итоги выступления нашей команды. Оценивать их можно по-разному. Если сравнивать с планами спикера Грызлова, наметившего России первое общекомандное место, то выступили мы неудачно, оставшись лишь четвертыми: 8 золотых медалей и 22 награды в сумме.

Если сравнивать с мрачнейшими прикидками прошлой зимы, когда на всех пророчили лишь три золота, то Турин стал просто триумфом российского спорта. Но уже непосредственно перед играми Олимпийский комитет и Росспорт вывели почти официальные ориентиры. Ведомство Тягачева рассчитывало на 6 золотых и 25 медалей в сумме, ведомство Фетисова (хотя сам министр страшно удивился такому прогнозу своих подчиненных) лелеяло в мечтиах 9 золотых и 29 всего. 29 - это как раз столько, сколько набрали в Турине немцы, лидеры медальной таблицы.

Ваш покорный слуга на электронных страницах «ЕЖа» тоже отважился на прогноз и даже предлагал по итогам Олимпиады посмеяться над ним. Но особо громкого смеха не получится. Я, как и все, был неточен, но налажал не сильно. К тому же ошибиться в лучшую сторону даже приятно. Но прогнозы и планы - вещь эфемерная.

Куда логичнее сравнивать с предыдущими играми в Солт-Лейк Сити. Олимпиада в штате Юта сегодня вспоминается как кошмар. Во-первых, выступили плохо. Во-вторых, Россия стала источником круглосуточного скандала и общенациональной истерики в жанре "наших бьют". Допинговая катастрофа у лыжников, беда в фигурном катании, хоккее, фристайле, биатлоне, угрозы уехать с Олимпиады досрочно! И всего пять первых мест (и 13 медалей в сумме), одно из которых пришлось поделить с канадскими фигуристами, а другое досталось нам после дисквалификации испанского лыжника, то есть тоже не совсем полноценное.

После такого хуже выступить, во всех смыслах, было почти невозможно. Но в Турине российская команда выступила достойно не только по сравнению с безобразием четырехлетней давности, достойно не только в спортивном смысле, но и по-человечески достойно. Даже допинговый скандал с Ольгой Пылевой удалось преодолеть спокойно и тактично, не унижая, но и не выгораживая спортсменку.

После Турина остается довольно редкое в спорте чувство, что мы сделали все что могли и получили именно то, что заслужили - ни больше, но, в общем, и не меньше. По сравнению с той же прошлой Олимпиадой мы добились чего-то не только в фигурном катании, биатлоне и лыжах, но и в таких видах спорта, где недавно еще совсем ни на что не рассчитывали: сани, бобслей, фристайл, коньки. А при определенной доле везения могли рассчитывать на призы и в керлинге. То есть у нас была полноценная олимпийская сборная, которая не выезжала за счет какого-то одного вида спорта, как Корея в шорт-треке, или одного человека, как Эстония с ее лыжницей Шмигун. Поэтому и получились игры для болельщиков интересными: каждый день было на что посмотреть заинтересованным взглядом, каждый день можно было ждать медалей.

Не сбылись две главные мечты: наши фигуристы не смогли взять все четыре золота, а хоккеисты не сумели стать чемпионами. Хоккей, как я говорил две недели назад, особая статья. Хоккейное золото перекрывает любые провалы, а отсутствие хоккейного золота не позволяет считать игры полностью удавшимися. Но и хоккеисты проиграли потому, что были просто слабее соперников, и Слуцкая упустила вожделенное четвертое "фигурное" золото по собственной вине. То есть там, где наши победили, они победили по праву и достойно, там, где проиграли, они просто уступили более искусным соперникам, без всяких судейских штучек и чьих-либо козней. Мы выжали из "своих" видов практически всё возможное и кое-что зацепили там, где не ждали.

Очень приятно потом было видеть наших чемпионов живьем, и оказалось, что ребята они вполне толковые, неглупые и забавные. И они уже совершенно точно не советские чемпионы. Они свободно общаются, без проблем могут выйти в эфир и сносно, наравне с профессиональными журналистами, комментировать соревнования, готовы потратить призовые на подержанный "Порш", чтобы ездить на нем в своем поселке городского типа. Почти за каждым из них помимо прочего стоят жизненные истории, которые так любят голливудские сценаристы - с преодолением бесконечных немыслимых трудностей и триумфом в конце пути.

В кино это чаще плоско и пошло, а в жизни за голову хватаешься, когда узнаешь, что один торговал мясом на рынке, другой "бомбил", третий продал свои сани, чтобы с голоду не умереть, четвертая жила с ребенком на 2500 рублей в месяц, пятой (биатлонистке) не хватало 250 долларов на глазную операцию, и она стреляла по мишеням, не очень-то различая их очертания.
В конце концов это стало напоминать пропаганду, кующую образы новых героев. Но потом я подумал и понял, что по-другому стать в России чемпионом, наверное, просто нельзя!

Эти истории, полные драматизма, на самом деле наша обыденная повседневность. После того, что довелось испытать в своей жизни российским спортсменам, спортивное соперничество оказывается далеко не самым трудным.

Обычный разговор накануне очередной Олимпиады: она станет последними играми советского спорта. Мол, мы заканчиваем проедать запасы, созданные еще при старой системе подготовки спортсменов, и вот сейчас-то мы и увидим провал как следствие распада этой прежней системы. После игр, когда слухи о кончине оказываются преждевременными, концепция меняется: нет, не все еще проели, однако теперь бензин и вправду вышел, и на следующей Олимпиаде победно выступать будет некому.

Всё это ерунда, хотя бы потому, что неоднократно объявленные похороны так и не состоялись, даже после Солт-Лейк Сити, когда в них верилось как никогда. С момента распада Союза прошло 14 с лишним лет. Для спорта - это минимум два поколения. Да, в Турине еще выступало несколько советских олимпийцев, но подавляющее большинство - уже воспитанники спорта российского, и по характеру, как я сказал, совсем не советские люди. Так что перестройка здесь закончилась, и пребывание на задворках медальной таблицы нам не грозит. Однако всё же хотелось бы пробиться в ней на самый верх. Вот здесь обрадовать оптимистичным прогнозом не могу.

Проблемы какие были, такие и остались. Хорошо, что у конькобежцев появился нормальный крытый стадион - это сразу дало результат. Но он всего один. А это значит, что тем, кто не в сборной, тренироваться по-прежнему негде. В России по-прежнему нет ни одной санно-бобслейной трассы, а это сразу три вида спорта. Нет прыжкового центра, а это одновременно и прыжки, и двоеборье. Мы по-прежнему относимся, как к курьезу, к множеству олимпийских дисциплин: керлингу, фристайлу, сноуборду, шорт-треку. А это десятки медалей, за которые мы по большому счету всерьез не боремся, удивляясь потом, почему же в общем зачете Россия лишь на четвертом командном месте, зато в лидерах Корея, о которой в Турине мы особо и не слышали? А Корея собирала урожай на короткой дорожке, и при всей спорности такой однобокости теперь стоит вровень с настоящими зимними спортивными державами.

Четыре года - большой срок, но во многих спортивных дисциплинах и за это время подготовить смену сегодняшним лидерам будет очень тяжело. Восторгаясь фигуристами и сожалея разве что об упущенном рекорде, мы не обратили внимания на то, что, как ни странно, три золота для нас на играх дело привычное, а прочих медалей бывало и побольше, и что если раньше рядом с лидерами на пьедестале или на ближайших подступах к нему обязательно были какие-то молодые дарования, готовые подхватить эстафету, то нынче после ухода наших чемпионов и медалистов у нас в запасе нет никого. И не следует удивляться, если на ближайших чемпионатах фигуристы не то что четыре золота не возьмут, а не получат вовсе никаких медалей. И такое не только в фигурном катании. Я не верю в возможный крах нашей спортивной системы, но чтобы быть конкурентоспособной, России предстоит приложить огромные усилия.

Пишу всё это и представляю себе людей, которым Олимпиада и вообще спорт до лампочки, и они думают, в чем смысл этого бестолкового занятия? Здесь можно долго говорить о борьбе и характерах, об эмоциях и национальном престиже, об азарте и драматизме человеческих судеб. И всё это верно. Но абстрактно. А я вот вспомнил матч Россия - Швеция. Если бы вам сказали после той игры, в которой наши блистательно разгромили шведов со счетом 5:0, что вы видели будущих олимпийских чемпионов, многие ли из вас подумали тогда, что речь идет о шведах?
Обсудить "Здесь жила страсть" на форуме
Версия для печати