КОММЕНТАРИИ
В Кремле

В КремлеМадонна, Путин и вечные враги

lenta.ru/novella2000.it
Я не смотрел послание Путина по ТВ. Потому, что у меня дома в Вашингтоне нет российских телеканалов. Потому, что я не хочу на них подписываться. По двум причинам. Во-первых, я убежден, что опыты на людях должны быть запрещены, или у «кроликов» необходимо спрашивать разрешения. Во-вторых, я не вынесу двоих — Буша и Путина, — даже если вызову дух покойного Боливара и мы попытаемся тащить эту ношу вместе.

Тем не менее, каюсь, я прочитал долгожданную речь президента РФ. Поскольку не знать о ней — все равно что ссылаться на амнезию при обсуждении пагубного влияния на детей в США обнаженной груди Джэнет Джексон, «случайно» выпавшей из бюстгальтера во время финала по американскому футболу в 2004 году.

Текст выступления Владимира Путина напомнил мне не только об известных приемах шоу-бизнеса, но и о необходимости активизации битвы с врагами. В этом, кстати, есть сходство между позициями хозяев Кремля и Белого дома.

Стоит отметить, что объявленная Белым домом война с терроризмом после событий 11 сентября 2001 года дала лидерам многих стран «замечательную» возможность для подавления оппозиции, свертывания базовых гражданских свобод и увеличения военного бюджета.

Собственно, и Путин с Бушем не отказали себе в удовольствии воспользоваться провозглашенным США лозунгом. Правда, если президента России мировое сообщество критикует практически по всему спектру действий внутри страны, то главе США многие ставят в вину ограничение свобод американцев.

Но об этом ниже, а вначале о пиар ходе Кремля, который заставил меня вспомнить об успешной попытке Мадонны продать свою книгу «SEX», выпущенную в октябре 1992 года, в металлической обложке.

Эта книга тогда побила все рекорды продаж первого дня в США. За 24 часа ее купили 150 тыс. человек, отстоявшие или отлежавшие в очередях перед входом в книжные магазины Америки почти сутки.

Невероятному успеху Мадонна обязана в первую очередь не столько своему творчеству (хотя на вкус и цвет-товарищей нет), сколько гениальному пиару своей книги. Пиарщики воспользовались известным приципом «запретный плод сладок», который универсален для любых табу в любой части света.

За месяц или чуть более до выхода книги «SEX» газеты и ТВ в США слили информацию о том, что ее собираются запретить из-за сомнительного содержания и провокационных иллюстраций.

После этого новости о ходе борьбы певицы и издателей с государством стали появляться в СМИ с такой же частотой, как бюллетени о состоянии здоровья советских лидеров или картинка с изображением Владимира Путина на экранах российского ТВ.

Администрация президента России, видимо, попыталась воспользоваться похожим пиар приемом, хотя его результат не идет ни в какое сравнение с успехом книги Мадонны. То есть за месяц или чуть более до выступления Владимира Путина прессе начали нашептывать о трудно идущем процессе написания речи.

Принцип «домино» отчасти сработал, поскольку СМИ в России тут же схватились за эту информацию и начали трясти свои источники за «стенкой». Те же вдруг начали охотно рассказывать о работе над «программным выступлением».

В Кремле, видимо, считали необходимым приковать внимание домашней и международной общественности к словам российского лидера, считая недостаточным сам факт его выступления перед встречей «восьмерки» плюс Китай в Питере.

Если исходить из того, что ежегодные выступления президентов, за редким исключением, стали пищей для мозгов опытных криптологов, то действия пиарщиков Кремля кажутся вполне логичными. Тем более что, кроме милитаристских призывов, я в этой речи ничего не услышал. Может быть, потому, что к дешифровальщикам себя не отношу.

Увеличение военных расходов, обоснованное существованием или появлением внешних врагов, старо, как протухшее молоко, забытое в холодильнике до следующей уборки.

Враги у любого правительства, как правило, появляются тогда, когда для этого назрела необходимость. И причин здесь может быть столько, сколько, например, их найдется в головах у руководителей ВПК. Особенно если эти руководители политически сильны или лидер страны охотно идет у них на поводу.

Так случилось с Бушем, который в отличие от Клинтона дал Пентагону все, что может дать глава государства. Так произошло и с Путиным, которому не хочется отказывать Иванову и компании. В обоих случаях, успехи военных ведомств, в основном, лежат в поле освоения средств, а не достижения реальных результатов.

Впрочем, серьезным поводом для очередной реформы ВС может стать и принцип, заложенный в сюжет фильма «Хвост виляет собакой». Выбрав врага и указав на него пальцем населению, деньги на «оборону» можно тратить без всякой опаски.

Следует заметить, что при всей критике ЦРУ и скандалах, связанных с этим управлением, в конце 2005 года разведка США подготовила очень любопытный отчет по России, часть выводов которого касалась как раз темы поиска врага.

В нем, в частности, говорилось о том, что Белому Дому необходимо вести себя с Кремлем очень осторожно, поскольку Россия не остановится на борьбе с внутренними врагами и, возможно, начнет поиск внешних.

Ответы на вопросы, кто, где и когда, по всей видимости, остались в закрытой части документа ЦРУ, получить которую я не могу. Во всяком случае, до того, как президент Буш ее рассекретит.

Любопытно то, что помимо использования нефти и газа в качестве весомых инструментов политического давления, Кремль по-прежнему рассчитывает на старый, в том числе и советский, принцип убеждения своих критиков. А именно: запугивание их наращиванием военной мощи. Ничего нового в этом нет. Каждый действует, чем может.

А Мадонна, кстати, давно успокоилась и пишет детские книжки. Мать двоих маленьких детей, она правильно выбрала свою новую аудиторию. Малыши наивны, а потому готовы многому верить. По-моему, очень хороший пример для подражания. Впрочем, свои взрослые дети настоящим сказочникам тоже никогда не мешали.

Автор — собственный корреспондент ИД «Коммерсант» в Вашингтоне

Обсудить "Мадонна, Путин и вечные враги" на форуме
Версия для печати