КОММЕНТАРИИ
Вокруг России

Вокруг РоссииОт Бейрута до Рима

27 ИЮЛЯ 2006 г. ДМИТРИЙ СИДОРОВ
nrs.com/МеДвеД.photofile.ru
Смутные сомнения терзают меня, когда я читаю сообщения некоторых российских интернет-сайтов о визите Кондолизы Райс на Ближний Восток. Оказывается, мирный план Вашингтона провалился, потому что Райс «потребовала немедленного прекращения огня, на которое (вот уж удивительно) не согласился премьер правительства Израиля Эхуд Ольмерт».

Ничего подобного, во всяком случае, пока, Кондолиза Райс вслух не произносила. Госсекретарь США на встрече с Ольмертом, как и в самолете по дороге из Вашингтона в Бейрут, заявила о том, что «прекращению боевых действий должны предшествовать условия, гарантирующие продолжительный мир (в регионе)».

«Пришло время для существования нового Ближнего Востока, — сказала Райс на встрече с Ольмертом. — А те, кто не хотят его появления, дожны знать, что победим мы, а не они».

План перемирия по Райс, как известно, включает в себя отсечение Сирии от помощи террористам, разоружение «Хезболла», возвращение похищенных ею на территории Израиля солдат ЦАХАЛа и размещение контингента НАТО совместно с частями ливанской армии в буферной зоне на границе Ливана и Израиля.

Бейрут
Этот план потерпел поражение не в Иерусалиме, а в Бейруте, на переговорах госсекретаря США с председателем парламента Ливана Набихом Берри, единственным представителем руководства страны, имеющим прямые контакты с «Хезболла». Берри потребовал немедленного прекращения огня и начала переговоров без каких-либо предварительных условий.

Нет ничего удивительного в том, что Берри отказал Вашингтону во взаимности. Кто бы мог рассчитывать на то, что «Партия Бога» согласится с планом, де-факто прекращающим существование ее военных формирований.

Фактически согласие «Хезболлы» на предложение Райс означало бы конец военной помощи Тегерана созданным им же подразделениям стражей исламской революции в Ливане.

Утвердительный ответ Берри на мирный план Вашингтона констатировал бы не только потерю Тегераном влияния на Бейрут, но и ослабление его позиций в Дамаске, который получает финансовую поддержку за свои посреднические функции между Ираном и «Хезболлой» в Ливане.

Встреча Райс с Берри на самом деле была опосредованной беседой госсекретаря с иранским руководством. Мирный план Вашингтона отверг не Берри, а Тегеран. Председателю парламента Ливана на этих переговорах отводилась роль того мальчика, который жестами должен был показать Райс, что его зовут Хулио.

Чтобы ни у госсекретаря США, ни у согласившегося с мирным планом Вашингтона Ольмерта не было сомнений в ответе Берри, Иран в день встречи госсекретаря с председателем парламента Ливана провел в Тегеране конференцию.

Выступавший там представитель «Хезболлы» заявил о «расширении военных действий против Израиля», видимо, желая подбодрить послов Ливана и Сирии, своих коллег из ХАМАС, представителей Палестинского руководства и начальников из иранского правительства.

Иерусалим
В тот же день, когда госсекретарь США встречалась с министром иностранных дел Израиля Ципи Ливни, заместитель министра иностранных дел России Александр Салтанов удостоился встречи с вице-премьером правительства Израиля Шимоном Пересом и лидером партии Мерец Йоси Бейлиным.

Их беседу, в основном, можно охарактеризовать как переговоры вежливости. Шимон Перес, равно как и Биньямин Нетаньяху, отвечают каждый за свой фронт разъяснительной работы, который они ведут по всему миру. Биби объясняет позицию Иерусалима, например, в США, а Пересу досталась Россия.

Справедливости ради надо заметить, что без содержательной части все-таки не обошлось. Вице-премьер Израиля дал понять высокопоставленному российскому дипломату, что неплохо было бы предупредить Сирию не использовать ракеты российского производства против Израиля и не передавать их «Хезболле» в Ливан. Дипломат этот намек понял и на следующий день официально оповестил Дамаск.

Москва
Точку зрения Кремля в сложившейся ситуации понять довольно просто. Присутствие частей НАТО в буфферной зоне, даже вместе с ливанскими войсками, означает серьезное ослабление иранских и сирийских позиций на Ближнем Востоке. А значит, снижает роль России как одного из основных участников процесса урегулирования на Ближнем Востоке и в Персидском Заливе.

Особенно это касается отношений Москвы с Дамаском. Сирия, по плану Вашингтона, должна отказаться от помощи ливанской «Хезболле», то есть отрезать все возможности для переправки Ираном оружия и боевиков на ливанскую территорию.

Теоретически Асад может согласиться на такой шаг и отдать предпочтение нормальному экономическому развитию своей страны в обмен на гарантии пусть временного, но мира с Израилем, отказа США от возможной смены режима в Дамаске, защиту от Ирана и саудовские инвестиции.

Нынешняя ситуация поставила Кремль перед довольно сложным выбором. Либо противостоять действиям США на Ближнем Востоке, поддерживая Сирию, а следовательно, и «Хезболлу», либо согласиться с планом Вашингтона и выторговать для себя максимально приемлемые условия для общения с Асадом. А именно: попытаться сохранить Сирию как рынок для своего ВПК.

Дамаск
Также стоящий на распутье Асад сам создал ситуацию, в которой он должен выбирать между двумя большими «зонтиками». В первом случае ирано-российским (пока Кремль не определится), а во втором — американско-европейским, составленном при помощи Саудовской Аравии, Иордании, Кувейта, Египта и ОАЭ.

Несмотря на различные заявления, сделанные представителями саудитов и Арабских Эмиратов, режимы в этих странах ненавидят Асада практически так же, как они боятся диктатуры мулл и президента Ахмадинежада в Иране.

Причина проста как мир: богатые нефтяные диктатуры на Ближнем Востоке очень плохо чувствуют себя, когда видят агрессивных и к тому же бедных, по сравнению с ними, соседей. Думаю, что недавняя попытка Саддама Хуссейна оккупировать Кувейт до сих пор не дает спокойно спать многим нефтяным шейхам в регионе.

Римская конференция
Шансы на то, что участники переговоров в Риме придут к единому решению об условиях прекращения огня, приблизительно равны эффективности действий контингента ООН в Ливане. То есть нулю, если кто-то не знает о «героических» усилиях голубых касок по поддержанию мира на границе с Израилем.

Часть европейских участников Римской конференции, включая Россию, вряд ли станут громогласно заявлять о своей поддержке мирного плана, выработанного Вашингтоном и одобренного Израилем. Помимо политических и экономических противопоказаний, неприятно им будет соглашаться с Белым домом, да еще на условиях, согласованных с Иерусалимом.

Выглядеть это будет как полная потеря лица и может привести к проблемам внутри этих стран, где часть радикально настроенного мусульманского населения способна устроить легкий «джихад» правительствам, прогнувшимся перед «израильскими оккупантами».

При этом закулисные переговоры между основными игроками на Ближнем Востоке продолжатся, давая Израилю необходимое время для уничтожения «Хезболлы» в Ливане. Не исключено поэтому, что жаркие дебаты о том, когда и как прекращать боевые действия, иссякнут за отсутствием предмета спора.

«Консилиуму» в Риме следовало бы скорее обсудить методы «исцеления» президента Сирии Башара Асада. Его желание помогать «Хезболле» исчезнет либо после консервативного лечения и усиленного питания, либо после серьезного хирургического вмешательства. Меня устраивают оба варианта. Не забыть бы записать в ежедневнике: сегодня — позвонить Асаду и узнать, на какой из двух согласен он сам; завтра — набрать Тегеран и Москву.

Автор — специальный корреспондент ИД «Коммерсант» в Вашингтоне





Обсудить "От Бейрута до Рима" на форуме
Версия для печати