КОММЕНТАРИИ
В обществе

В обществеСлово на перепутье

blagovest-info.ru
Первый Международный фестиваль православных СМИ «Вера и слово», который состоялся два года назад, был очень многолюдным. На этот раз толчеи решили не устраивать: церковная пресса не отличается особой стабильностью (как, впрочем, и светская) — сегодня газета есть, а завтра уже нет, поэтому на нынешний форум, который проходил с 30 октября по 2 ноября под девизом «Свобода и ответственность. Христианские ценности в современной России», позвали только устойчивые издания. «Мы не стремились к количеству, — сказал Сергей Чапнин, ответственный секретарь газеты «Церковный вестник», официального органа РПЦ и одного из устроителей фестиваля, — в прошлый раз у нас было около 360 участников, сейчас порядка 270, но качество журналистов и заинтересованность гораздо выше, и атмосфера гораздо более деловая и открытая».

На форуме действительно была очень рабочая обстановка. Два года назад, конечно, тоже не дурака валяли, но тогда из-за обилия желающих выступить на каждого приходилось по 3-5 минут, поэтому многие серьезные профессиональные вопросы остались не проговоренными. Теперь же работа проходила в основном по семинарам (общим числом около 15: о задачах церковной журналистики, тенденциях в православном Интернете, особенностях иллюстрирования православного издания, возможностях использования визуального ряда в миссионерских целях и т.д.), времени и места было предостаточно — под фестиваль отдали подмосковный пансионат «Лесные дали», поэтому интересующие проблемы обсуждали с толком и с расстановкой.

ЕЖ
Если судить по привезенным участниками образцам своей продукции, церковная пресса за прошедшие два года ощутимо «подросла». Во-первых, стала более разнообразной содержательно. Нет былого страха выйти за пределы узко религиозной тематики, появились новые рубрики, например, «Мысли современников», причем не каких-то великих, а самых обыкновенных людей, которые обсуждают, скажем, какова нынче цена порядочности (калининградская газета «Спас»), «Памяти друга» («Сибирская православная газета»); в «Нижегородских епархиальных ведомостях» в рубрике «Мученики и исповедники» регулярно вспоминают священников, расстрелянных в годы сталинских репрессий. Культурные разделы, прежде содержавшие отклики исключительно на православное художественное творчество, теперь не чураются самых разных произведений. Например, саратовская газета «Православная вера» печатает выдержки из дискуссии о современной литературе, устроенной библиотекой Саратовского социально-экономического университета, в которой принимали участие и священники. В числе обсуждавшихся книг — «Белое на черном» Рубена Гонсалеса Гальего и «Там, при реках Вавилонских» Дениса Гуцко. У православных появился даже свой гламур, во всяком случае, журнал "Фома" дрейфует именно в этом направлении.

Улучшился и дизайн, хотя в меньшей степени. Полностью цветную печать, если брать газеты, до сих пор не может себе позволить никто, единицы используют два-три цвета, «Нижегородские епархиальные ведомости» делают цветными первую и последнюю страницы и разворот в середине — ну так они и заняли первое место в конкурсе, который был приурочен к фестивалю (у них и объем большой — 16 полос, и тираж небывалый — 19 тысяч, при том что у большинства три-пять, у них даже реклама есть!). Совсем не все епархиальные архиереи готовы «вкладываться» в церковную прессу, хотя газеты выходят один, редко два раза в месяц и типографские расходы на них невелики. В Тамбовской области, например, самостоятельное церковное издание, «Колокольный звон», появилось всего несколько месяцев назад, зато абсолютно все областные газеты — числом около 25 — в обязательном порядке имеют православное приложение. «Вот по такому они пошли миссионерскому пути», — скромно сказал иерей Виктор Лисюнин, заведующий Информационно-издательским отделом Тамбовской епархии, которой удалось наладить «плодотворное сотрудничество» с местным Управлением печатных СМИ. В некоторых газетах, рассказал священник, например, в «Мичуринской правде», еженедельное православное приложение настолько яркое, что оно вытягивает все издание, которое в основном состоит из объявлений. «Дешевые районные газеты сейчас – единственное средство связи, которое объединяет людей в регионах», — добавил отец Виктор.

В большинстве епархий, впрочем, свои газеты есть, поскольку руководители патриархии считают прессу важным миссионерским инструментом. Даже зарплата у епархиальных журналистов выросла: если два года назад она составляла в среднем полторы-две тысячи, то теперь подтягивается к шести. Для провинции, уверяли меня газетчики, это не так плохо, во всяком случае, немногим отличается от зарплат в других сферах деятельности. В своем программном докладе митрополит Калужский и Боровский Климент еще раз призвал епархиальное начальство не жалеть на церковную журналистику «больших финансовых вложений».

Гораздо более уязвимыми чувствуют себя телевизионщики, работающие с православной тематикой. В Волгограде, например, на канале РТР была самостоятельная православная программа, которая сейчас закрылась — нет средств. Епархия подбрасывает какие-то деньги, чтобы в новостях были представлены сюжеты, рассказывающие о церковной жизни, а вот на новую полноценную программу редактор службы информации «Вести Волгограда» Инга Мартынова ищет спонсоров «на стороне». «Я принципиально не хочу делать программу за счет епархии: любой спонсор – это давление. А я хочу быть независимой», — говорит она.

Вольным коллективам, делающим православное кино и программы для телерадиовещания, еще труднее. «Мы не нужны ни церкви, ни светскому телевидению, — с горечью заметил руководитель студии «Лествица» (Днепропетровск) прот. Игорь Собко на семинаре «Православное сообщество и гражданское общество: проблемы и перспективы телевизионного диалога». — В регионах удается что-то пристроить, но у местного телевидения какие возможности, а центральные каналы совсем нами не интересуются. Мы предлагаем — посмотрите, что мы делаем, но никто и смотреть не хочет». Даже на появившийся чуть больше года назад общественно-православный телеканал «Спас» не удается пробиться.

Нужны конкретные шаги со стороны церкви, быть может, создание фонда для развития православной журналистики и студийной работы, для подготовки кадров. Такие пожелания высказывали многие. Но если кадровая проблема еще заботит иерархию — есть планы ввести в семинариях курс журналистики (в калужской, например, уже ввели, правда, как говорят сами слушатели, преподают там неважно), проводить обучающие семинары, патриарх обещал подумать о поощрении наградами лучших изданий и самих журналистов, — то в остальном церковное руководство не готово брать на себя дополнительное бремя. Быть может, откровеннее всего его умонастроения выразил дипломник Московской духовной академии Дмитрий Прядун, представлявший на форуме журнал «Встреча», который издают студенты МДА: «Вы работайте — а мы придем за вами». И на недоуменный ропот сварливо ответил: «У вас — суета, а в Церкви должен быть покой. Наша задача — катехизация. Мы крестили тысячи людей, а они блудят и крадут. Мы будем использовать вас в катехизации».

Бросилась в глаза еще одна особенность нынешнего форума — от него, судя по всему, намеренно отсекли все политизированные издания. Среди епархиальных СМИ таковых, правда, нет — было одно, газета «Победа, победившая мир», орган Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами, но она с начала осени превратилась во вкладку к «Красной звезде» (тоже, кстати, красноречивый знак). Есть, однако, газеты и журналы различных православных общественных организаций (такие, как «Радонеж», «Русь Державная» и пр.), как правило, политически ангажированные, на прошлом фестивале некоторые из них были представлены, а сейчас — как отрезало.

В чем тут дело? Думается, в пограничности момента и щекотливости ситуации. Фестиваль прошел перед самым Днем народного единства, в преддверии «Русского марша», про который до последнего момента не было понятно, разрешат — не разрешат. Поначалу в марше собирались участвовать и православно-патриотические общественные организации (самая близкая из них к патриархии — Союз православных граждан). Раскол националистов начался именно с отпадения от них православных. Еще в 20-х числах октября и умеренный СПГ, и фундаменталистский Союз православных хоругвеносцев, до недавнего времени отнюдь не скрывавший своих шовинистических взглядов, вышли из состава Оргкомитета марша. Официальная причина: к организаторам примкнул радикальной национал-социалистической «Славянский союз», и угроза провокаций стала неминуемой. «Идти в колонне с поклонниками Гитлера и друзьями "оранжевых революционеров" в качестве их "православной декорации", дискредитируя тем самым истинный русский национализм, имперскую идею, а также Русскую православную церковь, мы не считаем для себя возможным», — было сказано в совместном заявлении «отпавших».

Заодно, очевидно, решили и общественную православную прессу, не подчиняющуюся напрямую патриархии и транслирующую самые разные убеждения, на фестиваль не допускать. От греха подальше: сказано же было, что церковь дистанцируется от политической борьбы — вот, сами убедитесь.

Более того, явно была сделана попытка представить церковь примирителем и собирателем народных сил. К фестивалю примыкала ярмарка «Православная Русь», на которой 2 ноября состоялись общественные слушания «Народное единство. Преодоление разделений ХХ века». Они были задуманы как свободная дискуссия людей разных взглядов — политиков, общественных деятелей, лидеров разных конфессий, экспертов, — об узловых моментах российской истории. По мысли организатора, председателя Отдела внешних церковных связей митрополита Кирилла, слушания должны были внести вклад в «построение единого пространства российской культуры». И дискуссия действительно была живой и интересной, многие посетители ярмарки, забредшие на заседание совершенно случайно, остались сидеть до конца и еще потом что-то увлеченно обсуждали в зале с докладчиками. Жаль только — поздновато ее устроили. Когда власть, отнюдь не в поисках единства, а из страха перед полным раздраем, уже сбила националистическую волну. А церковь, доселе молчавшая, тут же встроилась в мейнстрим, еще раз продемонстрировав, что не является самостоятельной общественной силой.
Обсудить "Слово на перепутье" на форуме
Версия для печати