КОММЕНТАРИИ
В Кремле

В КремлеПокушение как этап «Большой игры»

16 ОКТЯБРЯ 2007 г. АНДРЕЙ СОЛДАТОВ
talk.n-f.ru

За день до визита Путина в Иран «заслуживающий доверия источник в одном из российских спецведомств» сообщил «Интерфаксу», что в Тегеране на российского президента готовится покушение. Предупреждение получило статус официального: в пресс-службе Кремля агентству подтвердили, что о готовящемся покушении доложили Путину. Но президент предупреждению не внял и в Иран полетел.
Хорошо бы понять, сколько в этой последовательности событий героизма, а сколько – опасных внешнеполитических глупостей.
В Иране действительно есть террористические организации, которые совершают теракты – последний был 3 октября, когда в провинции Белуджистан был застрелен имам. Эти теракты обычно происходят в двух провинциях Ирана – Хузестане (на границе с Ираком) или Белуджистане (на границе с Пакистаном). Оба региона характерны тем, что населяет их религиозное меньшинство — сунниты: в Хузестане — арабы, в Белуджистане – белуджи.
Населенная меньшинством, провинция Хузестан давно считается самым удобным регионом для формирования «пятой колонны» против тегеранского режима. К примеру, незавидное положение арабов (другое название Хузестана — Арабистан) было предлогом для вторжения Ирака в Иран. Когда в 1980 году в Лондоне было захвачено иранское посольство, ответственность за теракт взяла на себя группировка «Политическая организация арабского народа в Арабистане». Спустя три месяца после захвата остатки этой организации организовали пресс-конференцию, что примечательно — в Багдаде. А спустя два месяца Хусейн отдал приказ о вторжении в Иран.
Террористическая активность на границе с Пакистаном имеет не столь давнюю историю. Крупнейшая группировка, которая действует в Белуджистане – это «Джунд Аллах» («Солдаты Аллаха»), она появилась только в 2003 году. Именно эта организация, как считается, имеет связи с «Аль-Каидой», тренируясь в соседних лагерях в Пакистане.
Согласно кивая головами в пользу возможности покушения, комментаторы из комитета Госдумы по безопасности туманно ссылались на «разведывательную информацию», полученную российскими спецслужбами, которую и передали главнокомандующему.

Reuters
Однако, по странному стечению обстоятельств, в Ираке и Пакистане, где базируются эти группировки, позиции российской разведки как раз очень слабы. Все былое влияние наших спецслужб на Ближнем Востоке сегодня съежилось до территории Дамаска, где скрылись бывшие чиновники Саддама. В Ираке у российской разведки уж точно нет сильных позиций.
Сегодня это уже можно утверждать вполне определенно. После захвата в 2006 году наших дипломатов в Ираке Путин поручил спецслужбам «найти и уничтожить» убийц. Летом 2007-го Патрушев отчитался, что получены «первичные сведения» в отношении террористов. При этом организатор захвата Омар Абдалла Дад (известный также как Абу Нур или Паук) был арестован силами коалиции еще 19 декабря 2006 года, а в мае над ним начался суд. Патрушеву, видимо, эти «первичные сведения» не смогли доложить даже спустя месяцы.
Что в таких условиях российские спецслужбы могли узнать о планах иранских группировок, остается только гадать. При этом нас убеждают, что эти разведданные получены еще и без всякой координации с иранцами – официальный Тегеран уже открестился от всех разговоров про покушение.
Между тем, как белуджи, так и арабы в Хузестане преследуют исключительно местные, локальные цели. А Владимир Путин, насколько известно, никогда не высказывался по поводу проблемы Хузестана, да и вряд ли ему что-то известно о нарушениях прав белуджей.
Тем не менее, определенный смысл в информации о покушении все-таки есть.
У террористических группировок в Иране есть одна странная особенность – их постоянно подозревают в связях со спецслужбами США и Великобритании. Роли распределяются так: арабов Хузестана якобы контролируют британцы (их контингент как раз базируется на юге Ирака, на границе с Хузестаном), а белуджей – американцы, чья разведка действует в Пакистане вполне свободно.
Конспирологам тут одно раздолье — слишком уж интересная история у Ирана. Кто-то вспоминает, как британцы в 1897 году поддерживали арабов Хузестана в их попытке отделиться от Персии, кто-то ссылается на то, что именно после открытия нефти в этом регионе была создана Англо-Персидская нефтяная компания, будущая British Petroleum. Из-за которой, кстати, спустя полвека MI6 и ЦРУ устроили заговор и свергли премьера Моссадыка, заменив его на шаха.
Британские журналисты добавляют новые штрихи, публикуя статьи о том, что английский спецназ SAS уже действует в Хузестане. С другой стороны масла в огонь подливают американцы, чья телекомпания ABC сообщила в апреле этого года, что группировка белуджей «Джунд аль-Аллах» спонсируется ЦРУ. Пусть эксперта, огласившего эту версию, пришлось уволить за придуманные интервью с Гринспеном и Кофи Аннаном, но осадок остался.
Невозможно определить, насколько правдивы подозрения в связях этих группировок с западными спецслужбами (хотя Саддам уже один раз разыграл такую карту, а активность нынешних террористов почему-то усилилась в 2005 году, когда появились слухи о вторжении американцев в Иран). Однако очевидно, что определенный фон все равно создается. И как удобно на этом фоне доложить Владимиру Путину, что во время его исторического визита в Иран на него готовится покушение. И приложить пухлую папку с досье о связях местных террористов со спецслужбами коалиции, составленное по материалам западной прессы, и с исторической справкой.
Кстати, один раз это уже сошло с рук: разве год назад не говорили официальные лица, включая вице-спикера Госдумы, что наших дипломатов в Багдаде похитили цэрэушники?
И как все укладывается в такую знакомую, благодаря российским телеканалам, схему: британцы и американцы снова ведут «большую игру» против России. Не стесняясь в методах. Ну и нам нечего стесняться.
Обсудить "Покушение как этап «Большой игры»" на форуме
Версия для печати