КОММЕНТАРИИ
В оппозиции

В оппозицииДорогой Лев Александрович

Во-первых, спасибо за письмо. Приятно читать — по-человечески написано. Сами знаете — это редкость в политической среде. И у меня нечасто получается написать без — иногда невольного — ехидства, «подколок» и т.д. Тем приятнее было читать.
Во-вторых, почему я «не с вами». К Вам лично — Вы это знаете — я всегда относился и отношусь с большой симпатией. Как и к многим из «нашей» среды, которую, правда, давно уже не назовешь ни «нашей», ни «средой» — разошлись стежки-дорожки. Миша Шнейдер, Володя Боксер, Аркаша Мурашов, Ольга Свиридова — были ведь вместе, стали поврозь. Жизнь… А человеческое отношение и воспоминания у меня с тех лет (91-93) самые лучшие.

Что касается лично меня, так я вообще одиночка. Это мое естественное состояние — терпеть не могу ограничения, «партийную дисциплину», даже в самом легчайшем виде. Поэтому сроду ни в каких партиях и не состоял, и не состою.
Ну мне так удобнее — каждому свое. Даже на митинги 1990-91 ходил все-таки скорее как наблюдатель — по крайней мере, я себя так убеждал. Конечно, это обедняет жизнь — нет тусовки, нет чувства локтя, нет «мы». Но — за всякое удовольствие приходится платить. Я так плачу за отсутствие обязательств перед «своими» — «об этом не говори, этого нельзя ругать, а этого нельзя не ругать и т.д.».

Конечно, говорить о «полной свободе» смешно. Если ты свободен от участия в партиях или движениях, это вовсе не означает вообще свободы. Вы правы — я и власть боюсь, и внутреннюю цензуру вынужден включать. А как же! Ну стараешься выстраивать свою жизнь так, чтобы все-таки поменьше сжималось пространство свободы — стараешься, да черта с два получается. 
И — повинюсь. Вы правы: я действительно иногда слишком зло писал (пишу) про оппозицию. Всегда стараешься уравновесить, всегда пишешь, что власти уж точно «не лучше», что на них всегда «главная вина» (ведь правила игры задает власть!), но важно не что написано, а как написано. Часто эмоциональный перекос был именно — против оппозиции. Это — правда. Никогда не писал личных оскорблений в адрес людей, которых считаю приличными, но нападки на слабых, а не на сильных — бывали. И виной тому — собственная моральная слабость. Это правда. 

Что касается «взглядов» — слушайте, ну какие «взгляды»!
Меня это всегда истинно удивляло. Чтобы знать, что НАТО не может напасть на Россию. Чтобы знать, что все главные проблемы и беды России — как и любой страны, любого человека — только внутри России. Чтобы знать, что восхищаться любым телодвижением Путина и иных больших начальников — смешно, противно. Чтобы знать, что разжигать тупую ненависть толпы к «врагам», торговать наркотиком ненависти — преступно. Чтобы знать, что за деньги льстить народу или начальству «ты на свете всех умнее, всех румяней и белее» — дешевка. Чтобы знать все это — надо иметь какие-то особые взгляды? Надо иметь весьма изощренные взгляды, чтобы этого не знать, не чувствовать. Ну да. Имею взгляды: зубы чищу, ногти стригу, на пол не харкаю.
В соответствии с этими взглядами я и пишу, и говорю. Стараясь и шкурой не рисковать, и не увеличивать градус общей ненависти вокруг — чего-чего, а этого и так хватает.
С этим и связаны мои «советы» оппозиции. Довольно ненависти! Беритесь за конкретные дела, за которые а) кроме вас взяться некому; б) которые нужны большим массам людей; в) которые проверяемы и хотя бы отчасти выполнимы. Кстати. К Вам лично эти советы относятся в наименьшей мере — насколько мне известно, Вы, как и другие правозащитники, как раз этим и заняты. Но для партии (движения) этого мало. Надо браться за более общие проблемы, которые правозащитникам не под силу. Например: не помогать отдельным призывникам, а собирать, скажем, подписи за отмену самого института призыва, вести соответствующую кампанию в СМИ и т.д.
И это — не прекраснодушие. Люди устали от злобы — «против шакалов», «против американцев», «против бюрократов», «против демократов», «против Путина», «против Каспарова»… Не все, разумеется. Не большинство, разумеется — рефлекс ненависти самый простой, заражать своей злобой любой Шевченко умеет. Вбеги в театр, да как взвизгни: «Пожар!», аншлаг полный, вокальные данные не важны. Но многие люди — устали. Не ведутся уже на «святую злобу». Хотят «позитива» — не очередной «вздрючки бешенством». Позитив, как Вы понимаете — не складывание языка для технически правильного лизания очередной задницы, а решение житейски-социально-политических проблем. Они известны.

Что касается общеполитических вопросов, «смены режима» и т.д., то это — утопия. Как бы ни фальсифицировали выборы, ясно, что большинство людей поддерживает власть, хотя бы потому, что живет сегодня сытнее, чем вчера. Нравится большинству и антиамериканизм, давно с успехом заменивший всякий «политический рассудок». А популярные оппозиционные лозунги — не общедемократического, тем более не либерально-прозападного, а националистического и «жлобского» характера. Это — просто более агрессивное продолжение той же госпропаганды. Просто к «против Запада и олигархов» добавлено еще и «против чиновников». Я об этом сужу хотя бы по всем ТВ-голосованиям.

Расширение политической свободы, по крайней мере, поначалу, пошло бы на пользу скорее Рогозину (или Лимонову), но не тем либералам, которым я сочувствую.

Значит ли это, что «свобода не нужна», что «народ не дорос»? Звонкие, но демагогические слова. Идеально было бы понемногу расширять гражданские права и политическую открытость в мир, снижать градус имперской пропаганды. Свобода должна быть понята народом — и сейчас для этого не нужны столетия. Время настало быстрое. Людям надо показывать, чем именно терпимость, открытость лучше, чем оголтелость и злобная зажатость… в клетке, которую сами себе на голову напялили.

Сейчас жизнь раздвоена.

За путинские 8 лет контакты с Западом выросли в разы, вырос уровень жизни, бытовой культуры, цивилизованности — и параллельно вырос злобный идеологический маразм «оборонного сознания». Вырос уровень правового сознания людей — вырос уровень правовой наглости властей. Помогать общественному сознанию подтягиваться к общественному бытию — вполне разумная, хотя и трудная, конечно, задача. Как раз для «демократов». Если они взрослые люди.

И последнее. О «демшизе». Обидный термин — согласен. Но — лживый ли?

Понимаете, я стараюсь быть интеллектуально честным — и судить одной меркой и левых, и правых, и "ЕР", и "ДР".
Да, повторяю, очевидно, что мера ответственности — разная. Правила игры задает власть, с нее и должен быть спрос, которого вообще нет. Верно.
Но раз они «уроды», это же не значит, что у оппозиции есть индульгенция на все случаи жизни — «а они хуже!». Да и хрен с ними! Американцы много глупостей и гадостей творят — так что ж, значит, России тоже можно?! Такая логика в отношении стран Вас не устраивает, правда? Ну и в отношении людей и партий не должна устраивать.
Что для меня «демшиза»? Да ровно те же «наши» и «молодые гвардии», только бесплатные. Единственная позитивная программа — злоба. «Месть беспощадная всем плутократам, всем паразитам трудящихся масс! Мщенье и смерть всем царям-супостатам, близок победы торжественный час!». Конечно, руки коротки — зато языки длинны и слюны хватает.
Паранойя, поиски врагов, постоянные горячие ванны злобы… Критерий истины — кто в 10 000-й раз покрепче выругал Путина. Нетерпимость. Футбольные фанаты — ведут вечный счет голов, которые «забили Путину и ФСБ». А бывают и просто фобии, просто зависть неудачников…
Я понимаю спортивно-политический азарт. Но не разделяю. Потому что это и дешевка, и — часто — прямая болезнь. «Да, но иным бензином политическую машину не двинешь». Может быть. Поэтому я стараюсь держаться подальше от таких машин — выхлоп вреден для здоровья.
Вы скажете, что такого явления нет? Нет, оно есть. Филиал такого дурдома я наблюдаю, например, у многих участников форума «ЕЖа» — я его почитываю. Забавно. Но — тяжеловато в больших дозах, как бесконечная ария Кургиняна.
Вы правы, Лев Александрович, — конечно, среди Ваших сторонников процент таких «чудиков» меньше, чем, скажем, среди Ваших профессиональных противников. Там-то вообще — или за деньги, или за злобу, или за то и другое. А уж «нацшиза» — ну, это просто шиза. И это — нормально, уних просто форма совпадает с содержанием. Но опять же — из того, что «там» вот такая публика, а другой нет, вовсе не следует, что не существует и «демшизы». Она есть. Демшиза: я — «за свободу», за диалог, за терпимость, ну а кто со мной не согласен, агент ФСБ, пасть порву! Надеюсь, что такие бойцы не составляют большинства Ваших сторонников — но просто, как любые «чудики», они уж очень заметны. Ну Бог с ними…
А в заключение я Вас поздравляю. Я не был на вашем форуме, но прочел речь Белых. Она мне понравилась. Если хоть отчасти это (мораторий на ругань друг с другом, объединение «за», а не «долой» и т.д.) начнется — отлично! Постараюсь, чем смогу — помочь. Например, холодным душем. Но и не только!

С уважением, Ваш Л.Р.    

Обсудить "Дорогой Лев Александрович" на форуме
Версия для печати
 



Материалы по теме

Прямая речь //
В СМИ //
Двадцать пять суток Пономареву – месть ФСБ // АЛЕКСАНДР РЫКЛИН
В блогах //
Страна Послепу // ОЛЕГ КОЗЫРЕВ
Россия после Путина:
Секрет развития — замена клептократии здравым смыслом
// МИХАИЛ ДЕЛЯГИН
Где искать «позитив»? // АЛЕКСАНДР ГОЛЬЦ
Беда по имени Единство // АЛЕКСАНДР ПОДРАБИНЕК
Советы постороннего // ЛЕОНИД РАДЗИХОВСКИЙ
Новая повестка // ИВАН СТАРИКОВ