КОММЕНТАРИИ
В регионах

В регионахСтирание памяти

Это был один из немногих грозненских памятников, переживших обе чеченские войны. То есть и он тоже был повреждён — осколки выщербили красный кирпич стен. Были разбиты мраморные плиты с именами погибших, укреплённые на стенах. Плита с надписью, что это за памятник и кому, исчезла в апреле 2000 года, остались только дырки в стене. Из земли несколько лет торчал стабилизатор авиационной ракеты — потом её вывезли сапёры. Потом куда-то делся каменный Коран… Камни, вкопанные в землю и просто сваленные, тоже посекло осколками, но памятник жил — каждый год 23 февраля к мемориалу приходили люди.

И вот всю прошедшую неделю этот памятник разрушают. Таково было решение мэрии Грозного. Разрушают, как говорят в администрации, чтобы перенести на другое, лучшее место. На этом лучшем месте — чистое поле.
Мемориал жертвам депортации чеченского народа, открытый в 1992 году, уникален. По проекту архитектора Дарчи Хасиханова в небольшом сквере были собраны надмогильные камни — чурты. На камнях — надписи, имена умерших, на большинстве арабскими буквами, но несколько чуртов — очень древние, с пиктографическими знаками.

При строительстве памятника ни одно древнее кладбище не пострадало. Надругательство было совершено почти полувеком ранее. После депортации в 1944 году чеченцев и ингушей началось систематическое стирание всякой памяти об этих народах. Были осквернены кладбища. Чтобы добро не пропадало, надмогильные камни с кладбищ использовали в хозяйстве. Потом десятилетиями чурты служили бордюрными камнями, мостиками через канавы, были заложены в фундаменты домов. Шли в ход даже при строительстве свинарников...

Камни стали собирать, когда началась перестройка. Собрали в центре Грозного, вкопали, на двух облицованных красным кирпичом стенах укрепили мраморные доски с именами погибших в годы депортации. Поставили памятник — растущую из-под земли руку с кинжалом, перед ней — Коран, мраморный с позолотой.

Памятник был всему народу — и тем, кто не вернулся, лёг в чужих степях, и тем, кто пережил этот ад.

Он воплощал не только трагедию и скорбь, это был символ воли и мужества.

Чурты сюда приносили до последнего времени. В 2007-м кто-то принес несколько чуртов, найденных при разборе груд кирпича, в фундаментах разрушенных зданий.

О переносе мемориала из центра города власти заговорили года три назад. Несколько раз общественность резко и дружно выступала против этого. Теперь общественность не известили — просто начали выкорчевывать камни и увозить их.

По словам Магомеда Бахарчиева, главы администрации Ленинского района, на окраину города, в сторону Ханкалы, поскольку именно туда по плану будет расти Грозный…

Год назад бумажная и электронная Россия кипела протестами против переноса таллинского «бронзового солдата».

В Грозном никто открыто не протестует.

Казалось бы, памятник не «чужим», а «своим» — все чеченские семьи прошли через депортацию.

Впрочем, и переименование улицы в честь погибших псковских десантников встретили без каких-либо публичных демонстраций...


Рабочие, разбирающие мемориал, тоже немногословны.

Один из них на вопрос, как ему вся эта история с мемориалом, ответил: «У нас время неподходящее для того, чтобы говорить, что думаешь»… И вообще, он «выполняет свою работу». Откажись он, его просто уволят, а ему семью кормить надо, девять человек…

Один из жителей города возмущается: «Это неуважение к нашей истории, оскорбление всех жертв депортации, еще одна пощечина. Такое ощущение, что они никак не могут насытиться, не знают, как сильнее нас унизить, втоптать в грязь. Это всего лишь отговорки, что место неподходящее. Как раз наоборот, недалеко от мечети, на видном месте… …над святыней глумятся. Меня не удивит, если они на место мемориала памятник Сталину поставят». Почти все опрощенные выражают недовольство. Похоже, так думает подавляющее большинство населения Чечни…

Хотя один из рабочих, разбирающих мемориал, бросил вслед: «Это же всего лишь чурты, что вы так засуетились?»

«Мемориал» забил тревогу в четверг.

Представители администрации Грозного, в свою очередь, упрекают общественные организации, «которые сейчас наводят панику». Упрекают в том, что они ничего не сделали, чтобы обратить внимание на мемориал, что «ни разу не соизволили придти и привести его в порядок».

С их слов, памятник нужно перенести, потому что никто не приходит на это место, поскольку само место не совсем подходящее.

Говорят, есть генплан строительства Грозного, и памятник «не на своем месте».

Мэр Грозного Муслим Хучиев, который сегодня оправдывает перенос памятника, еще пару месяцев заявлял в интервью агентству Regnum, что «идея депортации целого народа сама по себе является чудовищной и не менее чудовищным было бы посягательство на памятник, символизирующий эту бесчеловечную акцию». Говорил, что «данное сооружение подвергнется реконструкции по мере развития этой части Грозного». Это было бы понятно — восстановить, реконструировать, реставрировать, а не переносить, не ставить заново в другом месте.

Возможно, власти хотят отстроить на новом месте замечательный мемориал, больше и краше того, что стоял в центре Грозного.

Но стоит ли тревожить могильные плиты, поверженные шестьдесят четыре года назад, и шестнадцать лет назад ставшие частью воплощённой памяти?

 

Грозный, 29 мая 2008 года

 

Автор — член правления общества «Мемориал»

Обсудить "Стирание памяти" на форуме
Версия для печати