КОММЕНТАРИИ
В обществе

В обществеДубль два: вид сбоку

18 ФЕВРАЛЯ 2011 г. АЛЕКСЕЙ КУЗНЕЦОВ

Опровергая уверенность некоторых маловеров и нытиков в безразличии руководства страны к важнейшим проблемам общества, стон народный дошел до ушей властей предержащих. Последовали изменения в проекте стандарта для старшей школы, вызвавшем в январе и начале февраля бурную реакцию педагогов, родителей и просто неравнодушных людей. Этим изменениям предшествовало высочайшее вмешательство премьер-министра, напомнившего, что «вопросы такого фундаментального значения для будущего страны, конечно, должны самым широким открытым образом обсуждаться с экспертным сообществом, с общественностью, а потом уже, может быть, эксперименты какие-то нужно провести», и ответные уверения министра образования и науки, что «до момента, когда мы придём к какому-то решению, ещё пройдёт достаточно много времени». Апробацию нового образовательного стандарта для 10-11 классов планируется начать не ранее, чем с 1 сентября 2013 года, а в полном объёме обновлённый с учётом апробации стандарт будет реализовываться с 1 сентября 2020 года.

После этого одному из авторов проекта и главному его пропагандисту, генеральному директору издательства «Просвещение» Александру Кондакову (его соавтор Любовь Кезина гораздо менее активна в этом вопросе) остается только оправдываться и утверждать, что его не так поняли.

То, что произошло — хорошо. Хорошо, что признана необходимость широкого обсуждения проблем, так или иначе затрагивающих интересы практически всех граждан страны. Казалось бы, это и так очевидно, но, судя по тому, как поначалу разворачивались события вокруг документа, для образовательных чиновников данный тезис в очередной раз явился откровением.

Что же мы имеем в обновленном проекте?

Не обольщайтесь, уважаемые читатели, практически всё то же самое и имеем: «воспитание гражданина и патриота важнее математики и физики». Вся обильная ура-патриотическая риторика никуда не делась, одни из главных целей старшей школы по-прежнему — подготовка к службе в Вооруженных силах, а также противодействие фальсификациям истории нашей страны в ущерб… ну, вы знаете. Этим целям всё так же призваны служить непотопляемые в своей обязательности ОБЖ, физкультура и загадочная (а, впрочем, вполне определенная) «Россия в мире». Так что, несмотря на некоторое изменение в букве (о чем ниже), дух проекта остался вполне себе изначальным. Это, собственно, достаточно открыто признается. Вот что пишет официозная «Российская газета» о встрече разработчиков стандарта с его критиками: «Чем дальше шел разговор, тем яснее становилось: и разработчики, и учителя находятся по одну сторону баррикад. Просто язык документа настолько официален и профессионален, что простому человеку не все в нем понятно. По словам Кондакова, сейчас как раз идет работа по "переводу" стандарта на ясный для общества язык». То есть трудности перевода, не более. «Эксцесс исполнителя», как метко заметил Главный Критик.

И все-таки умные, говоря словами Стругацких, не надобны, надобны верные. Как утверждал почти пять столетий назад по другому поводу Мартин Лютер, «на том стою и не могу иначе».

Что же изменилось?

Поскольку наиболее внятная и организованная критика была направлена на набор необязательных учебных предметов, торопливые изменения были сделаны именно в этом разделе. Не изучать в каком-либо виде русский язык или математику возможности у старшеклассников все-таки не будет. Благодаря включению в понятие «курс по выбору» общеобразовательных предметов, заинтересованный ученик теперь, вроде бы, сможет выбрать сразу физику, химию и биологию. То есть ряд очевидных глупостей скорректировали. Однако, как в известном анекдоте про ложечки, «осадочек остался».

А как ему не остаться, осадочку-то? Ведь в те самые дни, когда звучали залпы битвы при Старшем Стандарте, был тихой сапой принят образовательный стандарт для основной школы (то есть для 5-9-х классов), без всяких предложенных национальным лидером обсуждений с общественностью «широким открытым образом» и «экспериментов каких-то». И в нем уже узаконена такая обязательная для средней школы предметная область, как «Основы духовно-нравственной культуры России» (11.4) — заметим, еще до окончания эксперимента по апробации курса Основ религиозных культур и светской этики и официального подведения его итогов. Видимо, это не является «вопросом такого фундаментального значения для будущего страны»...

Они — руководители страны и их помощники — всегда знают, как правильно. Им гораздо лучше нас известно, что нужно нам и нашим детям. И они искренне огорчаются, когда мы неожиданно вмешиваемся. Даже как-то неудобно…

Фотографии РИА Новости

 

 

 

Обсудить "Дубль два: вид сбоку" на форуме
Версия для печати
 



Материалы по теме

 Равнение на детей! // СВЕТЛАНА СОЛОДОВНИК
Патриоты, мать их… // АНТОН ОРЕХЪ
С праздником, дорогие коллеги! // АЛЕКСЕЙ КУЗНЕЦОВ
Хряпинские идиллии // МАТВЕЙ ГАНАПОЛЬСКИЙ
Назад в будущее // АНАТОЛИЙ БЕРШТЕЙН
Медведев начал с детей // АЛЕКСАНДР ПОДРАБИНЕК
Детям оппозиционеров запретят учиться // ОЛЕГ КОЗЫРЕВ
Где живет духовность? Интервью с Александром Кондаковым // СВЕТЛАНА СОЛОДОВНИК
Слабая церковь // АЛЕКСЕЙ МАКАРКИН
Дивидендов, похоже, не будет // СВЕТЛАНА СОЛОДОВНИК