КОММЕНТАРИИ
В Кремле

В КремлеТелепляски на костях

коллаж
Наше самое свободное в мире телевидение демонстрирует поразительную независимость от Кремля. Вот я ни секунды не верю, что команда продолжить тему ЮКОСа поступила от идеологических начальников, курирующих вопросы агитации и пропаганды. Кажется, после вынесения драконовских приговоров Ходорковскому и Лебедеву логично перестать нагружать общество подробностями жизни этого «преступного сообщества». Зачем поддерживать градус ненависти, если в ближайшее время не собираешься устраивать новой показательной порки олигархов? (А то, что это так, для меня совершенно очевидно. Для очередных громких разоблачительных процессов над генералами отечественного бизнеса у Кремля уже нет необходимого ресурса. Кончился. То есть проблема не в правоохранительных органах. Этим-то ребятам только кивни – от «воронков» на московских улицах в глазах запестрит. А вот с политической волей – беда.)

Словом, я думаю, что воскресный всплеск антиюкосовской истерии – инициатива самих телевизионных начальников. Тему эту в своих аналитических обзорах не обошли ни первый, ни второй федеральные телеканалы, но пальму первенства в деле морального изничтожения врагов народа, скрывавшихся за вывеской нефтяной компании, несомненно, следует отдать НТВ. Так что, г-н Кулистиков, берите эту пальму, не стесняйтесь – она вам принадлежит по праву. НТВ уделило ЮКОСу чуть не весь воскресный вечер. Причем отнеслось к проблеме творчески. То есть сначала массированной пропагандисткой атаке была подвергнута аудитория попроще – я имею в виду программу «Чистосердечное признание», а уж ближе к ночи в дело вступила тяжелая идеологическая артиллерия в лице шоумена и с недавних пор литератора Владимира Соловьева.

Кино, показанное в рамках программы «Чистосердечное признание», мало чем отличалось от уже демонстрировавшейся нам несколько недель назад дешевой агитки, наспех склеенной из разрозненной оперативной съемки, предоставленной, надо думать, кураторами из силовых структур. Например, куски из первого фильма создатели «шедевров» не постеснялись вставить и во второй. Разумеется, речь идет о самых ударных фрагментах, где сначала предприниматель Евгений Рыбин рассказывает, как юкосовцы его убивали, убивали, да так и недоубили, а потом примерно о том же вещает Ольга Костина – бывшая сотрудница компании, ставшая ее дежурным обличителем. Костину, кстати говоря, с ее слов, эти никчемные ребята из ЮКОСа тоже пытались физически уничтожить, и опять-таки безуспешно.
Надо сказать, что эти две примитивные поделки – ярчайший пример анонимной журналистики. Титров не было ни в первом, ни во втором случае. Вы, ребятки, не только подленькие, бездарные и корыстные ремесленники, пытающиеся заработать на доносах, но вы еще и трусливые, как зайцы. Может, кто-то из вас подаст на меня в суд? Тогда хотя бы страна узнает имена своих героев.

В первом фильме упор делался в основном на уголовную составляющую истории про Ходорковского и К. В последнем же акценты были слегка смещены – под конец прозвучала мысль о политической подоплеке всего процесса. Дескать, юкосовцы оптом и в розницу скупали депутатов Госдумы. Следовательно, хотели захватить власть в стране.
Вообще, надо сказать, государственные идеологические журналисты и аналитики, по долгу службы оправдывающие расправу над некогда крупнейшей российской компанией, аккуратно поделены на два лагеря. Одни признают политический заказ в деле ЮКОСа, другие его категорически отрицают. Уж не знаю, по жребию ли они поделились на две команды или по разнарядке из Кремля, но выглядит это вполне забавно. Например, Сергей Брилев с РТР стоит насмерть и слово «политика» применительно к Ходорковскому вообще не произносит. А, скажем, Михаил Леонтьев прямо говорит о том, что Ходорковского посадили за политику, а экономический повод использовали, потому что другой возможности посадить не было. В пример приводит историю с гангстером Аль Капоне, которого упрятали за решетку за неуплату налогов. Наши наивные защитники демократии ухватились за этот тезис, как за спасительную соломинку. Что Борис Немцов в программе «К барьеру», что Егор Гайдар в «Воскресном вечере» посчитали, что враг у них в руках. Что вот сейчас они сразят ведущего, аудиторию в студии и всю страну в целом железной логикой. Мол, если есть политический заказ, а суд выносит приговор за экономические преступления, то ведь это означает, что у нас разрушена судебная система. А разве может существовать демократическое общество с разрушенной судебной системой? Они не учли один существенной момент: и ведущему, и в массе своей всевозможным аудиториям с высокой колокольни наплевать и на нашу судебную систему, и вообще на демократию. Так что этими глупостями никого не проймешь. Егор Тимурович, правда, попытался связать историю расправы над ЮКОСом с общим отступлением от демократических принципов в современной России. И в связи с этим высказал, как ему показалось, неопровержимый аргумент. Глядя прямо в глаза Владимиру Соловьеву, он произнес: «Не будете же вы спорить с тем, что в стране больше нет свободы слова». За ответом шоумен (как это и водится у шоуменов) в карман не полез. Дескать, у нас в стране этой вашей свободы слова сроду не было. Только раньше телевидение обслуживало олигархические интересы, а теперь – государственные.

Вообще говоря, эта тема — допутинского олигархического телевидения — очень модная сегодня. Она, несомненно, требует отдельного разговора. Пока ограничусь лишь утверждением, что это — примитивная демагогия от начала и до конца. У нас тогда было свободное телевидение хотя бы потому, что были прямые эфиры. А сегодня их нет. И все эти якобы «свободные» программы, что «К барьеру», что «Воскресный вечер», выходят, дорогие сограждане, в записи и с купюрами. Так что приятного вам просмотра. Что же касается самого г-на Соловьева, то, как справедливо заметил один мой приятель, его, наверное, в скором времени ждет повышение. В конце концов, Владислав Сурков поймет, что Василий Якеменко ни на что не годен, и перебросит Соловьева рулить «Нашими». У него точно лучше получится. Правда, Кремлю это влетит в копеечку, но на себе не экономят.


Версия для печати