КОММЕНТАРИИ
Вокруг России

Вокруг России«Облачный столп»

18 НОЯБРЯ 2012 г. АНДРЕЙ КОЖИНОВ


Ахмад Джабри, «начгенштаба» ХАМАСа, точно знал — он на мушке. В Генштабе израильской армии точно знали: снять Джабри — значит превратить вялотекущие, с периодами сезонного обострения, ракетные обстрелы юга Израиля в серьезный раунд противостояния с непременным обсуждением в Совбезе ООН, призывами прекратить непропорциональные удары и т.д. Ликвидировать Джабри и переждать, как бывало в подобных ситуациях раньше, не представлялось возможным. Раньше у ХАМАСа не было иранских ракет Фаджр-5 с дальностью поражения до 75 километров. Сейчас они есть. Поэтому еще необходимо было нанести удары по местам их хранения — иначе они обязательно полетели бы в ответ. Подавляющее большинство их и было уничтожено на складах в первый час после начала операции. Дальнейшее развитие событий было предсказуемо — ХАМАС, лишь слегка выпускавший пар до этого, приступил к массированному обстрелу всего юга страны.

Армии Израиля стоит отдать должное — цели были обозначены заранее, а количество погибших мирных жителей в Газе на данный момент минимально, относительно масштабности ударов. Система ПРО «Железный купол» перехватывает до девяноста процентов ракет, направленных в густонаселенные районы страны. ХАМАСу, тем не менее, удалось дважды обстрелять Тель-Авив и выпустить ракету по Иерусалиму. Мало того, как оказалось, в течение долгого времени ХАМАС, вероятно, не без помощи ливанской «Хезболлы», разрабатывал модели беспилотников, способных нести взрывчатку. Беспилотники были отслежены армейской разведкой на этапе учебных запусков и тоже благополучно уничтожены.

Правительство из-за обстрелов центра страны разрешило армии призвать семьдесят пять тысяч резервистов, а муниципальные округа юга подготовлены к ведению боевых действий в течение семи недель. Вот только семь недель для Ближнего Востока — и израильско-арабских войн — нереально длинный период. Так долго здесь не воюют.


С тактикой разобрались, вот со стратегией сложнее. Цели, которые правительство поставило перед армией до начала операции, достаточно размыты и аморфны. По задумке — необходимо уничтожить стратегический арсенал ХАМАСа, нанести ему существенный военный урон и добиться долгосрочного прекращения огня. ХАМАС свергать никто не собирается, надолго оккупировать сектор Газа тоже. Вроде бы все укладывается в известную концепцию министра обороны Израиля Эхуда Барака: чем мощнее удар в рамках ограниченной военной операции, тем продолжительнее раунд относительного спокойствия. В тот момент, когда промежуток между раундами начинает существенно сокращаться, необходимо провести новую ограниченную операцию для освежения коллективной памяти ХАМАСа. Нынешняя операция, носящая кодовое название «Облачный столп», позаимствованное из Ветхого Завета, началась спустя восемнадцать дней после предыдущего раунда эскалации. За месяц до этого тоже произошел обмен ударами... И все-таки чего-то не хватает в определении стратегических целей, однозначности какой-то, что ли...

Когда можно решить, что операция достигла своих целей? Когда стратегический запас хамасовских ракет будет уничтожен, а фактор сдерживания восстановлен? После того как в Газе будет поражена тысяча целей? Или две? (В ВВС Израиля целью может считаться боевик, готовящий ракету к запуску, сама ракета, склад оружия, туннель для контрабанды оружия, заминированный туннель и так далее...) Или после того, как ХАМАС приползет к египтянам на коленях, прося по-тихому договориться об очередном прекращении огня и обещая, что обстрелы израильских городов прекратятся? Или когда в сектор в очередной раз войдет пехота и прочешет пару-тройку районов на предмет оставшихся ракет? То есть какие именно результаты позволят правительству и армии заявить, что «цели достигнуты, и поэтому операция сворачивается»?

Один из израильских министров на днях, давая интервью, обрушился на журналиста за вопрос о том, что будет определено как необходимое и достаточное достижение цели. Дескать, нельзя на второй-третий день боевых действий об этом говорить... Прав был министр — на второй-третий день об этом говорить нельзя. О таком нужно думать и говорить задолго до начала операции, чтобы не тащиться потом на поводу у непредсказуемости войны... ХАМАС же в любом случае после операции объявит о своей полной и безоговорочной победе, ибо останется у власти.


Израиль сейчас ведет себя несколько двояко. С одной стороны, заявляет о готовности провести при необходимости военную операцию, стягивает к границе регулярные бригады, массово призывает резервистов. С другой — ясно, что это своего рода психологическая война, и приступать к наземной фазе операции большого желания ни у кого нет... И если через Египет поступит серьезное предложение о перемирии, то все вздохнут с облегчением и наземную фазу отменят.

Несмотря на очень малое количество пострадавших в секторе, ХАМАС получает огромную моральную поддержку от представителей победившей «арабской весны»... Премьер Египта и министр иностранных дел Туниса, посетившие сектор в конце минувшей недели, становятся для ХАМАСа своеобразным живым щитом... Кто там следующий на очереди осуждать и выражать солидарность? Министр иностранных дел Ирана? Египет хотя бы пытается, несмотря на официальную позицию, добиться реального прекращения огня, а вот тунисцы-то что в Газе забыли? Или тоже хотят стать посредниками между израильтянами и палестинцами? Чувствуя эту самую поддержку, ХАМАС и другие «защитники» Газы от «агрессоров» продолжают обстреливать города юга Израиля, а ЦАХАЛ продолжает уничтожать цели, т.е. реагировать на обстрелы... Если обстрелы не прекратятся, у ВВС закончится «банк целей», а перемирие не будет достигнуто — тогда и начнется наземная операция, а там уж куда кривая вывезет... Тут еще «Хезбалла» масла в огонь подливает. По сообщениям ливанской «Аль-Ахрам», приближенной к шиитской группировке, в последние пару-тройку дней в Газу через Синайский полуостров направлены новые караваны с оружием и ракетами большого радиуса действия из Судана, Ливии и Сирии... Причем из Сирии поставляют «Корнеты» — серьезные такие противотанковые гранатометы российского производства...

До сих пор за время своих двух каденций премьер Нетаньяху ни разу не отдавал приказа подготовить и провести широкомасштабную военную операцию... Он даже был горд тем, что Израиль ни разу не был втянут в крупное противостояние по его инициативе. Сейчас правительство Нетаньяху, приступая к операции, взяло на себя огромный внутриполитический риск, ведь до общих выборов осталось всего шестьдесят дней... Даже при абсолютной уверенности в чистоте помыслов оборонно-политической верхушки масштабная операция в секторе неизбежно изменит внутриполитическую повестку этих выборов... Пока все идет по плану — армия действует хирургически, успехи налицо. Однако если боевые действия затянутся или во время наземной операции, по ошибке, в Газе будет нанесен удар не по той цели, или ХАМАСу удастся обстреливать Израиль до последнего дня боевых действий, то существующая сейчас определенная эйфория может легко смениться в народе чувством разочарования. Мол, опять не довели дело до конца, опять свернули боевые действия из-за международного давления, опять не дали победить... И тогда Нетаньяху через пару месяцев это серьезно аукнется на выборах...

Между тем, события будут развиваться, скорее всего, по следующему сценарию: воздушная или наземная операция с последующим выводом войск из сектора Газа, обсуждения в ООН, осуждение операции мусульманским миром и молчаливое одобрение миром западным (при условии, конечно, абсолютного минимума потерь среди гражданских в Газе)... Потом переговоры о перемирии. Египет в качестве посредника. ХАМАС с громкими заявлениями о собственной победе будет тихо зализывать раны, пополнять арсеналы и ждать очередной минуты силы... Израиль вздохнет с облегчением, сознавая, что следующий подобный раунд повторится обязательно, но не сейчас, а максимум года через два-три.

А в Иордании тем временем ширятся массовые протесты против короля из-за растущих цен на бензин и на газ... Демонстрации, волнения, призывы к революции... Король вместе с кабинетом министров пытается объяснить народу, что цены на бензин были повышены, потому что казне иначе негде брать деньги на дотации продуктов первой необходимости и другие нужды. А газ стоит больше потому, что Египет не в состоянии контролировать боевиков на Синае, которые этот несчастный газопровод постоянно подрывают. Но ничего не помогает... И качается Хашимитский дом на ветрах народного недовольства... Возможность падения королевского дома в Иордании или события в Сирии как-то были вытеснены в последние дни из информационного поля, хотя то, что происходит в Газе, менее существенно для мировой политики....

 

На фото вверху: министр обороны Barak (в центре) и начальник Генштаба и глава Шабак Yoram Koen на заседании в Южном военном округе.


Фотографии пресс-службы Минобороны Израиля.



Версия для печати