КОММЕНТАРИИ
В экономике

В экономикеКак дохлой дворняге витамины, или Сплетем зеленую корзину

26 ФЕВРАЛЯ 2013 г. ИВАН СТАРИКОВ

ИТАР-ТАСС

 

Признаюсь, я был не прав и серьезно ошибся в прогнозах. В финале своей статьи «Не ройтесь в сумке Елены Скрынник» я писал: «Вступление России в ВТО дает как определенные возможности, так и создает серьезные риски. Конкурировать предстоит со странами-производителями, в которых есть политические силы, представляющие интересы аграриев». Далее: «Если в течение ближайших 3-5 лет в России не будет сформировано мощное аграрное лобби, то нам несдобровать».

Так вот, счет пошел не на годы, а на месяцы.

Обо всем по порядку.

5 февраля Дмитрий Медведев проводил большое совещание по вопросам сельскохозяйственного сектора.  На него  помимо чиновников Минсельхоза, других ведомств и производителей был приглашен ряд авторитетных губернаторов.  Позже один из участников этого совещания рассказывал, что общий психоэмоциональный настрой в премьерской зоне пятого этажа Белого дома можно обозначить словами «тихая лютая ярость».

Дмитрий Анатольевич тут же напоролся на эти настроения глав регионов и производителей, как на оглоблю, и отчетливо задребезжал.

А теперь судите сами.

По приоритетному национальному проекту развития сельского хозяйства, который в свое время курировал нынешний премьер-министр, на развитие промышленного свиноводства было потрачено около 250 миллиардов полновесных бюджетных рублей. В соответствии с требованиями ВТО, а мы де-факто стали ее участниками 23 августа, ввозные пошлины на свиное мясо были снижены с 15% до 0%, а на живую свинью — с 40% до 5%. На фоне беспрецедентного роста цен на фуражное зерно ситуация для отечественных свиноводов стала просто фатальной. 

По-другому и не могло быть.

В структуру себестоимости одного килограмма свинины входит около 70% так называемой зерновой группы. Примерно то же самое соотношение и в мясе птицы. Именно в этих отраслях животноводства, продемонстрировавших за последние 10 лет самое впечатляющее импортозамещение и конкурентоспособность, нас ждет серьезный спад.

При этом меры, в пожарном порядке принимаемые правительством, помогут нашему сельскому хозяйству, как дохлой дворняге витамины.

 И вот почему.

Во-первых: пожарное обнуление ввозной пошлины на зерно, а она составляет 5%, не будет эффективной, так как касается в основном поставок из Европейского союза и Казахстана и рассчитывать на большие объемы импорта не приходится. Сюда же следует отнести и широко анонсированное Минсельхозом решение о начале массированных товарных интервенций в объеме 3 млн тонн  с 1 марта. У меня есть сомнения в наличии такого количества зерна в интернационном фонде, вызывает вопрос и сохранность зерна.

Во вторых: логистика.

Быстро отгрузить и перебросить такие объемы зерна, а это 50 тыс. вагонов, при средней скорости движения грузов по РЖД 9,1 км/ч вряд ли удастся.

Ситуация будет усугубляться тем, что есть биологические циклы в животноводстве. Природу не обманешь. Именно в весенние месяцы начинается массовый растел крупнорогатого скота и опорос свиней, особенно в личных подворьях, а это значит, что спрос на зерновые будет расти.  

Даю неутешительный прогноз: чуть  замедлив свой бег во второй половине мая, внутренние цены на фуражное зерно превысят мировые на 10-15%.

К лечению «бедной собаки» витаминами я бы отнес и стыдливые попытки ограничить импорт из-за использования заокеанскими производителями рактопамина  при откорме свиней. Есть такая кормовая добавка, которая позволяет быстро формировать у хрюшек отнюдь не любимое братьями украинцами сало, а мышечную массу. Сразу оговорюсь, сам я поклонник органических продуктов и в целом приветствую это. Однако защитить отечественных производителей таким образом нам не удастся. Имею опыт.

В марте 1996-го был главным переговорщиком во время первой войны с «ножками Буша», так что с арсеналом аргументов наших американских и канадских партнеров более-менее знаком.

Обратите внимание, тогда мы не были членами ВТО и могли себе позволить свободно погулять некоторое время по внешнеполитическому буфету. Сейчас таких возможностей практически нет.  Предвижу, в течение полугода наши партнеры выведут из рационов сельскохозяйственных животных и птицы все не устраивающие российские надзорные органы кормовые добавки, пригласят наших инспекторов и крыть будет нечем.  

И что тогда — торговая война?

Уж это точно надо России не больше чем «чирей невесте».

Но есть и внутренние, сугубо экономические, причины, почему этот запрет на импортное мясо не просуществует долго. Структура потребительской инфляции такова, что из 7% росстатовских верных 4,5%, а то и 5% дает рост цен именно на продовольственную корзину. А в расходах домашних хозяйств 35-50% составляют расходы на еду, согласитесь, это сильно отличается от 10% американских и 12-15% европейских.

 С 1 июля объявлено о повышении тарифов в среднем на 15%, на этом фоне растут инфляционные ожидания, а они в свою очередь будут задирать цены на продукты питания.

В условиях дефекта легитимности всей системы государственной власти такие методы защиты отечественных производителей чреваты серьезными социально-политическими последствиями. Испуганный Дмитрий Медведев заявил в конце этого знакового совещания: «Отечественные производители нам важнее  ВТО», — и тем самым признал историческую ошибку президента, правительства и Федерального собрания. И что же, нам остается посыпать голову пеплом и позорно  денонсировать международное соглашение, к которому мы шли долгих 18 лет?

 Убежден, что это не так. Я много раз говорил, что дело не в ВТО, это всего лишь инструмент, впрочем, обоюдоострый. Дело в катастрофическом несоответствии состояния российских государственных институтов современным требованиям глобальной торговой организации, архаичности и неповоротливости всей системы государственной власти. Вот главный корень наших бед и проблем. В ходе долгих и мучительных переговоров Россия согласовала размер агрегированной поддержки сектора в размере 9 млрд долларов. По разделу сельское хозяйство бюджета расширенного правительства в 2012 году было потрачено около 5 млрд долларов. Казалось бы, о чем  беспокоиться, нам есть, куда расти. Проблема в том, что все меры поддержки делятся на связанные и несвязанные. Связанные —  искажают конкуренцию, красная и желтая корзины. Несвязанные — не влияют на торговлю, зеленая корзина.

Основной размер поддержки нашего сельского хозяйства лежит в желтой корзине, и к 2018 году должен быть кардинально сокращен. В зеленой корзине косвенным направлением бюджетной поддержки является ряд программ, связанных с увеличением внутреннего спроса, именно в этом направлении мы видим дефицит идей и предложений от правительства РФ.

Численность так называемых декретированных контингентов и организованных групп (школы, детские сады, учреждения социальной опеки, лечебные стационары) составляет почти 32 млн человек, на которые в год требуется 11 млн тонн продуктов стоимостью 640 млрд рублей. Скажу совсем возмутительную вещь: индексация и повышение пенсий на 600 рублей, которые тут же сожрет инфляция, гораздо менее эффективны, чем адресная продовольственная помощь, так называемая программа Food Stamps. Она позволяет помимо  социальных проблем решить главную задачу сельскохозяйственных производителей — проблему сбыта. Если мы добавим федеральных спецпотребителей, например, Министерство обороны, пенитенциарную систему, Госрезерв и т.д., то, по моим оценкам, 30-35% внутреннего производства можно гарантированно обеспечить платежеспособным спросом со стороны государства. Во всяком случае, такие программы давно и успешно действуют в ряде развитых стран и особенно в США.

Отдельно хотелось бы сказать про высокую волатильность цен на сельскохозяйственное сырье, с большим разбросом по годам. При большом урожае страдает отрасль растениеводства, а при низком урожае, как в этом году, испытывает серьезные трудности животноводство. В конечном итоге теряет потребитель.

Ценовой маятник проходит точку равновесия с наибольшей скоростью. Очевидно, зафиксировать его можно системой товарных и закупочных интервенций. В ряде стран для эффективного регулирования агропродовольственных рынков есть специальные структуры.

Созрела необходимость создания такого ведомства и у нас. Оно могло бы эффективно осуществлять интервенционную политику на агропродовольственных рынках не только в отношении зерна, но и по ряду биржевых товаров, существенно влияющих на стоимость всей продовольственной корзины. На мой взгляд, такое ведомство должно быть подчинено не отраслевому министерству, а правительству РФ.

Формат статьи не позволяет перечислить весь набор мер так называемой зеленой корзины.  Однако для того чтобы решить эту сложнейшую, многофакторную задачу, необходимо отказаться от ручного управления страной и делегировать полномочия центра на уровни регионов, муниципалитетов, отраслевых и профессиональных союзов, общественных организаций. Для этого необходимо разобрать на запчасти главное достижение всех «нулевых» — яростно построенную вертикаль власти. Только в этом случае удастся сплести крайне необходимую  сегодняшней деревне зеленую корзину, а если этого не случится, то наше сельское хозяйство «склеит ласты», а потом, вполне вероятно, и вся страна.              

Фото ИТАР-ТАСС/ Александра Мудрац

Версия для печати