КОММЕНТАРИИ
В обществе

В обществе«Братские» объятия митрополита Даниила

5 АПРЕЛЯ 2013 г. БОРИС КОЛЫМАГИН

ИТАР-ТАСС
Сегодня приходится слышать, будто церковь — это армия, построенная по принципу: «Я начальник, ты — г..но». Скажем, только что снятый с должности руководителя Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами о. Димитрий Смирнов очень любит этот образ. Оно, конечно, может, и так. Только не следует забывать, что иерархия в этом воинстве — служащая, а «пирамида» перевернута верхом вниз: тот, кто стал «вершиной», находится внизу и испытывает самое большое давление. О чем, к слову, писал приснопамятный владыка Сурожский Антоний. Если же «вершина» начинает не служить, не искать Правды, а просто командовать, то беда. И уходит народ из церкви православной, и пустеют храмы, как это произошло там, где только что побывал с серией лекций о. Димитрий — в Архангельской епархии, где в селе Заостровье изгнали из храма миссионерскую общину о. Иоанна Привалова.

О разгроме фундаменталистами заостровского Сретенского храма и переводе его настоятеля в кафедральный собор «под присмотр» в «ЕЖе» уже говорилось. Казалось бы, ну что после драки кулаками махать. Тем более что в последнее время в Церкви идут серьезные зачистки и несколько достойных батюшек выведены за штат, оказались не у дел. Но вот попался мне на глаза недавно увидевший свет «Вестник архангельской митрополии», целиком посвященный Заостровью. И стало очевидным, что история-то продолжается и для многих людей по-прежнему остается актуальной.  

В номере, как и положено ведомственному изданию, немало места отведено правящему епископу. Владыка там, владыка здесь, а вот и интервью с ним. Подробное такое интервью о том, почему нужно гнать и гнобить «кочетковцев». И еще о мире и Христовой любви слова. Хорошие слова. Просто ангельский образ архиерея возникает. Если бы не знать, что о. Иоанн Привалов после «братских» объятий оказался в больнице, что и сейчас процесс его выздоровления не закончен, можно подумать, что всё окей.

Следом за архиереем статья заслуженного сектоборца, «эксперта по деструктивным культам и сектам» Александра Дворкина. Впрочем, ничего нового он не говорит. Просто создает образ врага. Расстрелять требует как бешеных собак — в религиозном, разумеется, контексте.

А вот протодиакон Андрей Кураев. Показывает, между прочим, что и в преклонном возрасте можно быть прилежным учеником. Помнится, в ноябре 2011 года в прямом эфире радио «Комсомольская правда» он подрался с историком-атеистом. Поводом стали слова последнего: «От вас воняет!». Взяв эту бодрящую фразу на вооружение, Кураев во внутрицерковной разборке, по примеру атеиста, стал кричать, что от кочетковцев пахнет тоталитарной сектой. И в «Вестнике» повторяет сказанное. Думает, вероятно, что полезут верующие  архангелогородцы с кулаками правду-матку доказывать. Ошибся медийный боец. Церковная ограда — не место для постмодернистских игр. Да и зал областной библиотеки (где готовил материал корреспондент издания), наверное, тоже. После прозвучавших там утверждений, что Ломоносов — стукач и т.п., многие интеллектуалы руки Кураеву определенно не подадут.

Но интересно другое. Мысли, которые иногда транслирует протодиакон, входят в вопиющее противоречие с его практикой. Он, как и владыка Даниил, говорит о любви и душит, вещает о свободе и строит тюрьму.

В начале Великого поста мне удалось побывать на миссионерской литургии в Исаакиевском соборе. Замечательно пели сербский и греческий хоры. Епископ Петергофский Амвросий читал вслух все так называемые тайные молитвы, а после Священного писания, прозвучавшего на русском языке, на положенном месте произнес проповедь. Комментировавший с кафедры богослужение Кураев сказал о том, что в древности проповедовали по шесть раз за одним богослужением, Символ веры начали петь в Русской церкви всенародно только в 1918 году с началом «красного террора», а в православии существует множество разных практик и не следует всё унифицировать. Золотые слова!

Интересно отметить, что миссионерская литургия включила в себя значительную часть того, что совсем недавно было инкриминировано о. Иоанну Привалову в качестве «нарушения Устава и священнической присяги». Со сменой настоятеля миссионерская деятельность на Заостровском приходе сошла на нет, и на воскресной службе вместо двухсот человек теперь зачастую можно увидеть не более десяти.

Видимо, для того чтобы оправдать это разрушение, и выпущен на шикарной мелованной бумаге большим тиражом «Вестник митрополии». Хотя на все обвинения его авторов в адрес общины Заостровья, которой приписана «ересь кочетковства», можно было бы ответить словами митрополита Рязанского Павла, сказанными им в интервью газете «Кифа»: «Не спешите делать скоропалительные выводы и именовать людей сектантами или раскольниками. Это дело Церкви».

Странно, что митрополит Даниил идет против епископата, не пожелавшего устраивать охоту на ведьм. На прошедшем Архиерейском соборе ему дали это понять со всей определенностью. Видимо, лавры ушедшего в раскол чукотского епископа Диомида не дают Даниилу покоя. Тем более что в РПЦ немало людей обвиняют патриарха Кирилла в «обновленчестве» и им нужен лидер. В церковной ограде фундаменталисты действительно собрали немало горючего материала, и пожар может разгореться в любую минуту.

Фото ИТАР-ТАСС/ Пресс-служба Архангельской и Холмогорской епархии

 

Версия для печати
 



Материалы по теме

Сороковины о. Павла Адельгейма в Пскове // ЕЛЕНА САННИКОВА
Смерть и безумие // ВИКТОР ДАВЫДОВ
Ответ реалиста идеалисту // ЛИЛИЯ ШЕВЦОВА
Итоги недели. Без иллюзий… // АЛЕКСАНДР РЫКЛИН
Нищета духа, или
Почему права Латынина
// ИВАН СТАРИКОВ
Церковным судьям все позволено // ЕЖЕДНЕВНЫЙ ЖУРНАЛ