Итоги недели. Очередная «война» с Украиной
Россия развязала очередную войну, на сей раз – таможенную. С 00:00 часов 14 августа все без исключения украинские экспортеры были внесены в профиль риска системы управлениями рисками Федеральной таможенной службы, а их грузы стали подвергаться тотальной проверке, включающей в себя выгрузку, перегрузку, досмотр и погрузку обратно в транспорт.
Фактически неукоснительное соблюдение всех вышеописанных процедур означает полную остановку украинского экспорта в Россию. Так, по крайней мере, считает Федерация работодателей Украины – местный аналог российского РСПП. Представители Федерации пессимистичны в оценках того, насколько долго может продлиться «таможенная война», называя сроки вплоть до нескольких месяцев.
Если учесть предыдущий опыт, которого предостаточно – не проходит года, чтобы российские власти не оказались в состоянии торговой войны с кем-нибудь из соседей, – блокирование украинских грузов действительно может продлиться месяцы. Даже если Киев попытается воздействовать на Москву в рамках ВТО, разбирательство не обещает быть быстрым, и по экономическим отношениям со страной, входящей в пятерку основных торговых партнеров России, будет нанесен серьезный удар.
Ущерб, который понесет Россия, по самым предварительным оценкам, оценивается в миллиарды долларов. Российский авиапром не получит реактивных и турбовинтовых двигателей, рискуя так и «не подняться с колен». Страна не получит чуть ли не четверть металлопроката – такова доля украинских металлургов на российском рынке; лишится труб и металлоконструкций, железнодорожных вагонов и локомотивов. Таковы основные статьи украинского экспорта в Россию. Конечные потребители рискуют остаться без относительно дешевых украинских мясных и молочных продуктов.
Про убытки украинских экспортеров и говорить нечего: в Россию поставляется около четверти украинского экспорта, но если в результате «таможенной войны» на Украине разразится полномасштабный кризис, Россия также останется в проигрыше: напуганные инвесторы с еще большей скоростью начнут выводить деньги с российского рынка, на который с большой долей вероятности сможет перекинуться «пожар».
Вопрос в том, что заставило Москву пойти на беспрецедентные по жесткости меры (более жесткие санкции действовали только в отношении Грузии). Большинство аналитиков связывают демарш российских властей с намеченным на конец ноября подписанием Украиной соглашения о присоединении к ЕС на правах ассоциированного члена и присоединении к зоне свободной торговли со странами Евросоюза. Соглашения, которое не позволит Киеву принять более чем настойчивые приглашения Москвы стать полноправным участником Таможенного союза – главного политического проекта Путина на территории бывшего СССР. Проще говоря, в ход пошел банальный шантаж, сопровождающийся наглядной демонстрацией того, что ждет Украину в случае, если Путин сочтет себя обиженным тем, что соседи сочли более выгодным и перспективным присоединиться к зоне свободной торговли не с Россией, а с ЕС.
При этом понятно, что даже «свой» Янукович от договоренностей с ЕС не откажется, что бы по этому поводу ни предпринимала Москва. А значит, «таможенная война» приведет лишь к бессмысленным экономическим потерям как для Украины, так и для России, которая и без того балансирует на грани рецессии. Действия в отношении Украины лишены какой бы то ни было логики, однако логику в торговых отношениях России давно уже искать бессмысленно. Раз за разом Москва использует инструмент, давно доказавший свою низкую эффективность в решении политических вопросов и высокую – в деле разрушения собственной экономики. И с каждым разом надежд на то, что российские власти научатся действовать хоть как-то по-другому, становится все меньше.