КОММЕНТАРИИ
В обществе

В обществеЧукча не читатель

13 СЕНТЯБРЯ 2005 г. ГАЛИНА ЮЗЕФОВИЧ
Литература окончательно перестала быть самостоятельной профессией — все больше людей, не имеющих, казалось бы, никакого отношения к словесности, берутся за перо, и закрывшаяся вчера Московская международная книжная выставка-ярмарка, в восемнадцатый раз проходившая на ВВЦ, продемонстрировала это со всей определенностью.

ruscenter.ru

Тонкая грань, отделявшая в прошлом журналистику от литературы, давно стерлась, и потому то обстоятельство, что среди самых заметных книг нынешней ярмарки едва ли не половина написана журналистами, уже никого не удивляет. Более того, если раньше никто и представить себе не мог, что к творениям журналистов применимы литературоведческие критерии, то теперь все иначе. В самый день открытия выставки на стенде издательства «Эксмо» разные солидные люди всерьез нахваливали стилистические достоинства очередного тома «путинианы» коммерсантовского спецкора Андрея Колесникова (на этот раз он озаглавлен интригующе — «Увидеть Путина и умереть»), а днем позже журналист и интернет-деятель Максим Кононенко, автор нашумевшей книги о Владимире Владимировиче, вышедшей в издательстве «КоЛибри», глубокомысленно рассуждал о созданном им художественном образе российского президента. На презентацию книги Михаила Леонтьева «Однако, здравствуйте» (изд-во «Яуза»), представляющей собой собрание текстов одноименной телепрограммы, я, увы, не попала, о чем сожалею по сей день — за грамотный литературоведческий анализ этого изумительного в своей утилитарной прямолинейности продукта можно многое отдать.

Впрочем, журналисты — это еще что. Пишут нынче и люди гораздо более неожиданные. После того как роман опубликовала светская дама и галерейщица Оксана Робски, девушек ее круга просто прорвало: на писательском поприще себя уже попробовали телеведущая Юлия Бордовских и чемпионка мира по художественной гимнастике Ирина Чащина, а в ближайшем будущем своим опусом осчастливит благодарное человечество Ксения Собчак (выход ее книги анонсирован в издательстве «Махаон» на начало октября). Более того, ходят слухи, что муза посетила Анастасию Волочкову и Алину Кабаеву, которые также готовятся представить издателям, а потом и читателям плоды своих жизненных раздумий. Похоже, в гламурной среде написанная своими (или не совсем своими) руками книга становится таким же модным аксессуаром, как сумочка Prada или босоножки Manolo Blanik, показаться без которых в приличном месте решительно невозможно. Однако наблюдать красотку Юлию Бордовских, автора бестселлера «Фитнесс с удовольствием», стоящую бок о бок, скажем, с Людмилой Улицкой, а Ирину Чащину рядом с Тонино Гуэрра, пока немного странно. Впрочем, наверное, дело в привычке, не более того.

Однако если гламурная девушка, пользуясь выражением Островского, все же птица более или менее вольная (по крайней мере, в том смысле, что свободного времени ей не занимать), то, как выкроил минутку для занятий творчеством такой занятой человек, как политик и депутат Госдумы Алексей Митрофанов, понять сложнее. И тем не менее, на ярмарке появился его дебютный роман (да-да, именно роман — не мемуары, не сборник практических рекомендаций начинающему политику, а самая настоящая художественная проза!) «Двенадцать кресел». Как нетрудно догадаться, в основу книги лег бестселлер Ильфа и Петрова, расцвеченный фактами современной политики: вернувшийся после 75-летнего отсутствия Остап Бендер (на этот раз его зовут Владимир Вольфрамович Семаго) попадает в действительность «второго НЭПа» — во вторую половину девяностых — с ее колоритными героями, явно списанными с хорошо знакомой Митрофанову натуры. Несмотря на жульнический прием, к которому прибегло издательство (при общем внушительном объеме и немалой стоимости книга на самом деле крохотная — все четные страницы издания заняты картинками, которые к тому же регулярно повторяются), «Двенадцать кресел» наверняка ожидает читательский успех: найдется немало охотников почитать злые, ернические байки, основанные на памятных всем реалиях. Тем более что некоторые байки и впрямь хороши.

Количество авторов-неписателей в последнее время просто зашкаливает. На нынешней ярмарке свои книги представили ресторатор Дмитрий Липскеров и музыкант Андрей Макаревич, политолог Вячеслав Никонов и одиознейший журналист Александр Хинштейн, актрисы Нонна Мордюкова, Татьяна Доронина и Марина Влади и даже политик-полярник-банкир Артур Чилингаров. Что же заставляет всех этих людей браться за перо, рискуя разочаровать публику? Можно процитировать гимнастку Ирину Чащину, которая на вопрос, зачем ей, собственно, понадобилось писать, ответила с чарующей простотой и откровенностью: «Да вот чувствуешь, не хватает чего-то в жизни, скучновато как-то. Дай, думаю, книжку напишу, что ли».

Похоже, времена, когда читать в России было интереснее, чем жить, закончились безвозвратно. Сегодня явно интереснее жить — и писать, писать, писать. Кстати, может быть, именно этим и объясняется резкое, как уверяют нас всевозможные эксперты, сокращение российской читательской аудитории?


Обсудить "Чукча не читатель" на форуме
Версия для печати