КОММЕНТАРИИ
В погонах

В погонахЗалетели…

16 СЕНТЯБРЯ 2005 г. АЛЕКСАНДР ГОЛЬЦ
flying-wings.com
Майор Валерий Троянов уж точно оказался не в то время и не в том месте. Согласно версии официального представителя российских ВВС, при перелете из Петербурга в Калининградскую область истребитель Су-27, который пилотировал Троянов, неожиданно потерял ориентацию и оказался в воздушном пространстве Литвы. Там он некоторое время кружился в районе Каунаса, вырабатывая горючее. Потом пилот катапультировался, а самолет рухнул в окрестностях деревни Йотишкю Шакяйского района. После вступления в НАТО у Литвы, Латвии и Эстонии появилась проблема – чтобы поддерживать к себе интерес со стороны других государств Североатлантического альянса, нужно было доказывать, что Россия по-прежнему представляет угрозу для соседних государств. Кроме дурацких заявлений российских политиков, которые в момент сезонных обострений требуют развернуть на западной границе ядерные ракеты, никаких других доказательств российской военной угрозы они предъявить не могли. И вдруг такая удача – мало того что российский самолет оказался без спросу в воздушном пространстве Литвы, он еще очевидным образом продемонстрировал, сколь опасна российская армия.

Единственный аргумент, который Москва может привести в свое оправдание, – то, что опасность грозит отнюдь не только российским соседям, но и самому российскому народу. Современная авиация действительно рискованное дело. От авиационных аварий не застрахованы ВВС ни одной страны. Однако катастрофы и аварии происходят в российской армии с ужасающей регулярностью – практически ежемесячно.
Вот хроника последних месяцев. 12 мая под Тверью разбился истребитель МиГ–29, который охранял небо Москвы в дни празднования юбилея Победы. 1 июня там же под Тверью при заходе на посадку загорелся и взорвался истребитель МиГ–31. В июле и августе – разбились два вертолета Ми-8. В сентябре – катастрофа палубного истребителя Су-33, свалившегося с авианосца «Адмирал Кузнецов».

Причины катастроф более чем очевидны: дело, во-первых, в крайней изношенности техники, а, во-вторых, в слабой подготовке пилотов и обслуживающего персонала. Хорошо известно, что последние 10 лет наша истребительная авиация не получила ни одного нового боевого самолета. Все, что производилось нашими авиапредприятиями в последние годы, шло исключительно на экспорт – десятки самолетов были проданы в Китай и Индию. А у Минобороны не было средств (а на самом деле желания) заказывать новые самолеты – в военном ведомстве все мечтали перевооружить ВВС мифическим истребителем 5-го поколения. Что до истребителей, находящихся на вооружении, все ограничивается текущим ремонтом и в редких случаях (2-3 самолета в год) так называемой углубленной модернизацией, предполагающей по большей части замену электронного оборудования, вооружения, иногда двигателей. В этих условиях российские летчики обречены пилотировать крайне изношенные самолеты.

Впрочем, даже такое счастье выпадает пилотам не слишком часто (если они только не воюют в Чечне). Российский летчик-истребитель летает в год не больше 40 часов, вместо положенных 200. Как заметил один эксперт, этого достаточно, чтобы уверенно взлететь, но мало, чтобы столь же уверенно совершить посадку. Следует иметь в виду, что столь низкий налет характерен для большинства наших летчиков в течение последних десяти лет.
Похоже, катастрофы, преследующие российские ВВС, говорят о том, что наша армия вступает в период, когда ей придется расплачиваться за стремление военного начальства любой ценой сохранить миллионную численность, расплачиваться за фактический отказ от реформ. Сегодня основные майорские должности в воинских частях (должности организаторов боевой учебы) занимают те, кто не имел возможности нормально учиться последние 10-12 лет. Боевой подготовкой обречены заниматься нелетавшие летчики, не ходившие в походы моряки, пехотинцы и танкисты, ни разу не участвовавшие ни в одном дивизионном учении.

Теперь, утверждают в Минобороны, деньги на боевую учебу появились. На самом деле это означает, что военное ведомство получило возможность закупать в достаточном количестве горюче-смазочные материалы. В результате люди без необходимого опыта будут управлять старыми самолетами и вертолетами, кораблями и танками. Со всеми вытекающими, а точнее, падающими последствиями.

Обсудить "Залетели…" на форуме
Версия для печати