КОММЕНТАРИИ
В обществе

В обществеАрхиполюбие

12 ОКТЯБРЯ 2005 г. АЛЕКСАНДР ПАНОВ


Искусство — всякое, современное и не очень, — оказалось главным ньюйсмейкером прошлой недели.

Выставка провокативных фотоколлажей «Постсоветская демократия. 15 лет пародии» плакатиста Андрея Будаева прошла в МГВЗ «Новый Манеж» прямо на задворках Госдумы, а на вернисаже блистали Жириновский и Лимонов на фоне работ, изображающих их самих в гадливых и ернических видах.

Православная общественность вынудила дирекцию Третьяковской галереи снять с выставки «Русский поп-арт» работу проживающего в Америке классика советского неофициального искусства Александра Косолапова «Икона-икра» (пустой оклад, наложенный на снимок черной икры — образ мечты о красивой жизни), после чего уже сам Косолапов потребовал убрать из третьяковской экспозиции все другие свои работы.

Наконец, президент России открыл в Брюсселе выставку «Русский авангард 1900 — 1935» и признался в газетном интервью, что на самом деле ему на ней больше всего понравился Куинджи. Архип Иванович был, без сомнения, неплохой художник, и «Лунная ночь на Днепре» чудо как хороша, но непонятно с какого хода (хотя, без сомнения, черного) попавшее на выставку революционного искусства начала XX века реалистическое полотно 1880-го года не стоило бы гаранту конституции выделять публично. Во Дворце изящных искусств висели еще Малевич с Татлиным. Они, конечно, тяжелее для понимания, но зато «наше все» в европейском понимании — в отличие от периферийного пейзажиста Куинджи. Да и Днепр тоже ныне место беспокойное. И враги могут выдать консервативные эстетические привязанности Путина за политические.

Если же говорить серьезно, с эстетикой в самом деле в стране беда. Незатейливый карикатурист-скабрезник Будаев потешает государственных мужей почти на их рабочем месте — в то время как почтенного классика 1943-го года рождения выгоняют из главного национального музея. Путин на авангардную выставку пришел и ничего не имеет против Малевича, но «Ночь на Днепре» все-таки ему ближе. И с властью позволено экспериментально шутить, но лучше по-будаевски, доходчиво и понятно, в виде газетной карикатуры. А вот про икону — ну ни к чему это, сплошное разжигание религиозной розни.

Искусство опять стало лакмусовой бумажкой, на которой выступают пятна нынешней политической дикости. Обитатели Госдумы безвольно позволяют потешаться над собой. А вот прихожанам храма Св. Николая в Заяицком палец в рот не клади: дирекции ГТГ уже откусили. Западная общественность валом валит на Малевича, а президент приехал посмотреть на Куинджи. Кухонная склока двух главных людей в администрировании российской культуры — Швыдкого и Соколова — перерастает в адресованную последнему брань премьера.

Все это называется — отсутствие уважения. И к самим себе, и к национальной культуре. Болезнью этой страдают и музейщики, из которых православная общественность веревки вьет, и депутаты, которым смешно разглядывать себя в карикатурном виде, и президент, не стесняющийся собственной дремучести, и министры-идиоты.

С эстетикой в стране беда. А с этикой еще хуже.
Обсудить "Архиполюбие" на форуме
Версия для печати