НОВОСТИ

20 ИЮЛЯ 2007 г.

То, что тогда в 2003 году выборы были несправедливые, незаконные и на них использовались «грязные» технологии, прежде всего против КПРФ, – это очевидно. И очевидно это теперь не только внутри страны, тем людям, которые осуществляют контроль за выборами – организациям, юристам, наблюдателям от оппозиционных партий, – это стало известно во всем мире. Европейский суд по правам человека признал что Россия – нарушительница Европейской конвенции по правам человека, в той части, которая касается свободных выборов.
Очевидно, что теперь Россия обязана изменить свое законодательство таким образом, чтобы этих нарушений не было, либо не допускать больше этих нарушений. Очевидно, что мы внутри страны сможем использовать этот прецедент.
Ведь это позор для России. Позорище. И это далеко не единственный случай: Анатолия Быкова сняли с выборной дистанции за то, что у него в паспорте стоял штамп Турецкой таможни. Таких случаев – миллион. Наконец Европейский суд это признал.
Жалоба КПРФ по обжалованию выборов 2003 года также лежит в Европейском суде. Где есть другие основания сказать, что эти выборы были нечестными, несправедливыми, несвободными. Там речь идет о неравномерном доступе к СМИ, о нарушении принципа равенства кандидатов.
Решение Европейского суда в определенном смысле прорыв – будем двигаться дальше. Не могут они не понимать, что все не останется безнаказанным навсегда. Даже если это решение абстрактное, то хотя бы зафиксировано, что Россия — нарушитель Европейской конвенции, что это та страна, где свободные выборы превращаются в свою противоположность.
Что касается попытки Юрия Скуратова привлечь к ответственности российских судей, думаю, что он очень хороший  юрист и у него есть правовая позиция по этому вопросу. Может возникнуть новый интересный прецедент. Преступление против правосудия – вполне возможно. В целом я считаю, что российские судьи не умеют читать наше избирательное законодательство и абсолютно не умеют им оперировать.
Наше избирательное законодательство – чудовищно. Прежде всего, по своему качеству. Но теперь уже и по размеру – это очень объемный документ, к тому же законы давно перестали быть законами как таковыми. Потому что законы должны регулировать наиболее значимые устойчивые отношения в обществе, а здесь подробная инструкция. Причем эта инструкция дополняется и корректируется инструкциями ЦИК, которые издаются на время проведения выборов. Например, вы можете взять закон и посчитать сроки для того или иного действия во время выборов, а рядом у вас будет лежать календарь, утвержденный ЦИКом, в котором эти сроки будут значительно смещены. И документ, которому будет следовать ЦИК, – это его собственная инструкция, а вовсе не закон.
Российское избирательное законодательство – это прическа, которую надо исправлять путем отсечения головы. В юридическом понимании это не законодательство вообще. Это нечто, не имеющее ничего общего с понятием, что такое нормативное регулирование общественных отношений.

Версия для печати