НОВОСТИ

27 МАРТА 2008 г.
Поражает какая-то юношеская, я бы сказал, кавалерийская лихость, с которой господин Ципко нападает на европейский либерализм, походя отождествляя его с идеологией прав человека и секуляризмом. Да еще утверждает, что этот самый зверь-либерализм похуже советского атеизма. Создается такое впечатление, что господин Ципко не жил при советской власти. Но вроде бы он все-таки не юноша, а значит, жил. Я не знаю, был ли он в ту пору практикующим православным, но если все же был, то должен помнить, что этот самый атеизм мог запросто загубить его научную карьеру.

Современный европейский либерализм никоим образом не преследует за религиозные убеждения. Более того, я знаком с немалым числом либеральных немцев, англичан и итальянцев, у которых либерализм прекрасно сочетается с верой в Бога. Скажу больше, многие  сторонники светскости, то есть секуляристы, являются не атеистами, а верующими людьми. Просто они считают, что религии и государству правильнее жить врозь, это будет полезно обоим.
Наверное, господин Цыпко удивится, но такого же мнения придерживается и нынешний папа Римский Бенедикт XVI. Верно, он выступает против «агрессивного секуляризма» (laicismo aggressivo), то есть доведения принципов светскости до абсурда, но против этого выступает и множество неверующих секуляристов. Например, философ Юрген Хабермас, у которого с папой Бенедиктом (тогда еще кардиналом Ратцингером) несколько лет назад состоялся очень содержательный диалог.

А позиция, с которой выступает г-н Ципко, напоминает мне правых западных радикалов. Они тоже страшные этатисты, националисты, фундаменталисты и гомофобы. По-моему, провозглашать эту гремучую смесь в качестве базовых ценностей России крайне опрометчиво. Потому что она поляризует общество. Кстати, за это господину Ципко должны быть очень благодарны среди прочих «агрессивные секуляристы». Ведь радикалы из противоположных лагерей подпитывают друг друга энергией взаимной агрессии. Они просто существовать друг без друга не могут.
Версия для печати