НОВОСТИ

16 ИЮНЯ 2008 г.

Мне кажется, что сегодняшний визит делегации Североатлантического альянса в Киев — это чисто протокольный визит, связанный с тем, что в декабре вновь будет рассматриваться заявка Украины и Грузии относительно присоединения к НАТО. Пока что эксперты в основном не считают, что эта заявка будет удовлетворена. Но все равно работа с Украиной и Грузией по поводу их возможного членства ведется, она может быть многолетней, это некая заявка на будущее, исполнение которой, в понимании Североатлантического союза и его представителей, в многом будет зависеть от того, что сама Украина сделает для присоединения к странам НАТО.
Недавно посол Франции в Украине четко сказал, говоря о североатлантических перспективах этой страны, что «никто не сделает работу за самих украинцев». Мне кажется, что в вопросе о Северноатлантической интеграции — это главный момент, который должен быть понят украинским руководством. Президент Виктор Ющенко и другие сторонники вступления в НАТО последнее время весьма серьезно напирают на то, что неприсоединение Украины связано с жесткой реакцией со стороны Москвы. Но я бы не стал преувеличивать значение этой реакции, так же как ее значение для  НАТО. Это тоже нужно четко понимать. Более того, в некоторых случаях российская реакция даже является в какой-то мере стимулом для НАТО и для Украины. Правда состоит в том, что целый ряд процедур, который был проделан для того чтобы Украина присоединилась к так называемому Плану действий по вступлению в Североатлантический альянс, и то, как оформлен план мероприятий, которые должны пропагандировать на Украине роль Североатлантического альянса, и то, в каком состоянии сейчас находятся Вооруженные силы Украины, — все это убеждает представителей НАТО в том, что Виктор Ющенко, который сейчас является главным сторонником вступления, просто использует НАТО для повышения собственного политического веса в стране, можно сказать, для внутриполитической конъюнктуры. А реально внешнеполитические  задачи перед командой Ющенко не стоят, стоит исключительно необходимость занять эту нишу в противостоянии с другими политическими силами. Что в свою очередь приводит к достаточно жесткой общественной реакции, протестам оппозиции и к тому, что большая часть украинцев, не желая присоединяться к НАТО, во многом выражает таким образом протест против той формы, в которую облекает возможную североатлантическую интеграцию Украины Виктор Ющенко и связанные с ним политические силы. По большому счету, европейская интеграции Украины становится заложником такой, мягко говоря, далекой от политической целесообразности деятельности этих сил и этих государственных деятелей. Поэтому я не жду от визита делегации НАТО каких-то обнадеживающих вестей.
Могу сказать, что и в России эту тему так же используют исключительно для  подъема некоего внутриполитического, псевдопатриотического сознания, которое, как мне кажется, очень опасно для самой России. И это никак не связано ни с НАТО, ни с Украиной. Так называемая угроза России, связанная с выступлением вице-премьера Сергея Иванова, относительно возможности введения визового режима для граждан Украины, в случае если Украина присоединится к НАТО, — кажется мне алогичной. Особенно на фоне тех переговоров, которые Россия ведет с большой частью членов НАТО об ослаблении или даже отмене визового режима, при фактическом отсутствии визового режима с таким активным участником НАТО, как Турция. В ситуации, когда Россия стремится отменить визовый режим практически со всеми странами НАТО, угроза ввести визовый режим со страной, с которой у нее прекрасные отношения с точки зрения передвижения граждан, только потому, что эта страна хочет присоединиться к НАТО, — это яркий признак того, что российское руководство не желает считаться с реальностью и готово ухудшить положение собственных граждан и граждан соседней страны в угоду неким телевизионным лозунгам. Поэтому к этим угрозам я тоже не отношусь серьезно.

 

Версия для печати