НОВОСТИ

4 АВГУСТА 2008 г.

Это громадная фигура. Без этого человека, без его произведений «Один день Ивана Денисовича», «Матренин двор», без «Архипелага» мое поколение было бы совсем другим. Солженицын открывался не сразу. Помню, когда я в шестнадцать лет впервые прочел «Ивана Денисовича», то сконцентрировался совершенно не на том, на чем впоследствии. Мне кажется, сначала я даже и не понял, что главное в этом рассказе – сам Иван Денисович. Солженицын описал простых лагерных людей и лагерный быт с таким огромным количеством мелочей, из которых и состоит тамошняя жизнь и которые не найдешь ни в чьих мемуарах: размышления о том, куда спрятать мастерок после смены, как быть с подобранной ножовкой. Я всерьез смог это оценить и понять только после собственного лагеря.

«Архипелаг ГУЛАГ» был не только знанием, но и колоссальным стимулом. Дело даже не только в важнейшей для Солженицына идее связи прошлого с настоящим и будущим. Только у Солженицына память о ГУЛАГе смогла преобразовать мир и оказать на мир влияние. Именно после «Архипелага» мы ужаснулись, поняв, как много мы пропускаем, только тогда мы стали собирать воспоминания бывших лагерников, документы. Оказалось, что в ситуации, когда все лгут, а архивы закрыты, можно не опускать руки, а, наоборот, работать и работать, потому что все это должно быть сохранено и осмыслено для будущего. Я думаю, что, например, общества «Мемориал» не было бы без этой книги.

Солженицын всегда говорил свое, то, что думал, совершенно не заботясь о том, как к этому отнесутся – в России ли, в Америке ли, справа, слева. Это был крайне важный урок – не сопротивления, слово «сопротивление» здесь совершенно не точно, а самостояния, твердости и уверенности в себе.

Конечно, легко поделить творчество Солженицына надвое и сказать, что нас сформировала его первая половина, до эмиграции, а многое из того, что он говорил в эмиграции и в последнее время, нам страшно не нравилось. Но мы все равно ловили каждое его слово, каждую его статью и соотносили себя с ним, зная, что Солженицын есть, что он пишет. Пускай он говорит то, что нам не нравится, но сам уровень разговора заставлял размышлять, умнеть. То, что казалось чужим и неправильным, что раздражало, все равно сохраняло огромную ценность – «это сказал Солженицын», значит, об этом надо думать. Я уверен, что мы еще много узнаем из того, что он сказал: появятся письма, будут появляться черновики, и все это будет работать еще многие десятилетия.
Версия для печати