НОВОСТИ

1 ОКТЯБРЯ 2008 г.

На Украине сейчас фактически сложилась патовая ситуация. Конституционное большинство в составе Партии регионов и Блока Юлии Тимошенко, создание которого могло бы стабилизировать саму систему власти, помочь с проведением конституционных реформ и в принципе на некоторое время снизить градус напряженности в украинском обществе, не может быть создано по целому ряду причин, среди которых, в частности, и политический союз президента Ющенко и его ближайшего окружения с предпринимателем Ринатом Ахметовым и союзниками этого украинского бизнесмена в Партии регионов. С другой стороны, понятно, что и коалиция «Нашей Украины» и Блока Юлии Тимошенко, даже если она будет создана, во-первых, не обладает большинством в украинском парламенте, во-вторых, если она даже получит это большинство с подключением к этому союзу Блока Литвина, то понятно, что это не снизит градус напряженности между собственно самим Виктором Ющенко и Юлией Тимошенко – только еще одним участником этого противостояния станет Владимир Литвин, которому в условиях присоединения его блока к новой коалиции придется отдавать пост спикера, что, разумеется, создаст для него дополнительные рычаги политического влияния на происходящие процессы. Поэтому понятно, что такого рода коалиция в отличие от коалиции Партии регионов и Блока Юлии Тимошенко будет означать лишь новый виток напряженности в отношениях между президентом и премьером. Хотя я не стал бы идеализировать коалицию БЮТ и Партию регионов, потому что понятно, что и их союз – это противостояние, только уже на линии Тимошенко-Янукович, Тимошенко-Ахметов и так далее – эти люди могут найти общий язык между собой, только пока они борются с Виктором Ющенко, но далее их интересы, естественно, расходятся.

В этом смысле самым логичным выходом из ситуации являются внеочередные выборы украинского парламента, которые сами по себе, естественно, ничего не дадут, но, тем не менее, могут позволять надеяться на некое переформатирование власти. Население этих выборов, очевидно, не хочет, и большая часть избирателей начинает уже догадываться о том, что было известно с момента победы Виктора Ющенко на президентских выборах 2004 года: что победа, добытая такой высокой ценой, открывает период тотальной нестабильности в украинском обществе, и в конечном итоге эта политическая нестабильность перейдет к глобальному экономическому кризису, ухудшению уровня жизни населения и поставит на долгое время точку не только на евроатлантических амбициях Украины, но и на желании ее населения жить достойно. Естественно, поэтому население требует от власти стабильности, а власть эту стабильность не может ему предоставить. Так что нынешние действия Тимошенко – это, если угодно, всего лишь подготовка к этим внеочередным выборам. Она хочет показать своему электорату, что она, как и все остальные граждане Украины, выборов не хочет. Она хочет продемонстрировать, что не является разрушительницей коалиции с «Нашей Украиной», несмотря на то голосование, которое было проведено ею вместе с Партией регионов и которое имело целью значительно ограничить полномочия и политическую активность господина Ющенко и его секретариата. Но одновременно ее мнение никак не влияет на дальнейший ход событий, потому что вряд ли кто-либо сегодня в Киеве серьезно верит в возможность формирования дееспособного правительства после того жесткого конфликта, который произошел между президентом Ющенко и премьер-министром Тимошенко. Так что мне кажется, что мы пока что присутствует исключительно при тактических действиях.

Есть еще один очень важный момент, который тоже надо учитывать: госпожа Тимошенко все время объясняет свое нежелание осуждать Россию за агрессию против Грузии не столько политическими мотивами (то есть согласием с российской точкой зрения, что действия Москвы были всего лишь ответом на агрессивные действия Тбилиси и на попытку Михаила Саакашвили осуществить этническую чистку осетин в Южной Осетии), а переговорами насчет газа. Это довольно уязвимая позиция. Госпожа Тимошенко утверждает, что если Верховная Рада примет такое постановление, которое будет осуждать Москву, то в этой ситуации рассчитывать на какие-то льготные цены на газ уже не приходится. Но мы прекрасно знаем, что в принципе некая формула цены уже определена, что ожидать от Москвы каких-то значительных уступок не приходится, потому что эта формула цены связана с той ценой, которую устанавливают центральноазиатские государства, у которых Украина покупает газ, и что скорее всего с января украинскую экономику ожидает шок, который приведет к шоку для украинского населения в виде повышения цен, в том числе цены на потребляемую самим населением энергию, и так далее. Госпожа Тимошенко прекрасно это понимает. Но ей необходимо этими своими мотивациями произвести на украинское население впечатление, что она изо всех сил старалась добиться льготных цен для Украины, а в результате безответственных действий Виктора Ющенко, его окружения и его политического блока украинское население получило ту цену, которая приводит к краху украинской экономики, по крайней мере в части ее отраслей. На самом деле, это не совсем так, потому что что бы ни делала Юлия Тимошенко и какие бы постановления ни принимал украинский парламент, судьба этих отраслей украинской экономики и населения Украины уже решена. Это связано с общемировыми экономическими тенденциями и с тем, что сейчас происходит в энергетике.

Версия для печати