НОВОСТИ

3 МАРТА 2009 г.

Я не думаю, что отставка Владимира Огрызко с поста министра иностранных дел связана с ситуацией вокруг острова Змеиный, потому что министр иностранных дел не имел никаких возможностей повлиять на решение Международного суда в Гааге, который рассматривал румынский иск к Украине.  Я, как и целый ряд специалистов по международному праву, считаю, что никаким другим это решение быть не могло. По большому счету, это решение сейчас удовлетворяет обе стороны, и украинскую, и румынскую, и Украина ничего не потеряла с точки зрения своих границ, всего лишь зафиксирована та морская граница между Украиной и Румынией, которая существовала на момент распада Советского Союза. Другое дело, что Украина настаивала на том, что ее морская граница и протяженность шельфа должна быть больше согласно островному статусу Змеиного, а Румыния настаивала на том, что граница должна быть меньше согласно статусу Змеиного как скалы. И ни то, ни другое соображение Международным судом в Гааге не было удовлетворено. По большому счету, Международный суд сохранил тот статус-кво, который Киев и Бухарест могли бы сохранить сами без этих хлопот. Поэтому утверждать, что министра иностранных дел необходимо отправлять в отставку в связи с ситуацией вокруг острова Змеиный, было бы крайне неосмотрительно.

Но к Владимиру Огрызко могут быть другие претензии, и они у различных политических сил могут отличаться. Для Юлии Тимошенко важно, что Владимир Огрызко – это президентский министр, человек, который практически полностью вывел министерство иностранных дел из всякого взаимодействия с Кабинетом министров. Более того, вице-премьер Григорий Немиря фактически исполняет обязанности министра иностранных дел при Юлии Тимошенко, так что все это время на Украине было два министра иностранных дел, один из которых обеспечивал исключительно президентские интересы и никогда не скрывал этого, а другой обеспечивал интересы премьера. В этой ситуации обеспечение национальных и государственных интересов Украины было под большим вопросом.

Для Партии регионов Владимир Огрызко – это, прежде всего, который превратил внешнеполитическое ведомство в министерство борьбы с министерством иностранных дел Российской Федерации. И любое действие министерства иностранных дел на российско-украинском фронте воспринималось сотрудниками этого внешнеполитического ведомства именно как фронтовое. Даже многие сторонники Владимира Огрызко, которые в средствах массовой информации выражают ему поддержку и называют настоящим патриотом, в частных беседах характеризуют деятельность украинского внешнеполитического ведомства как неприемлемую и дискредитирующую украинские государственные интересы. Именно под руководством Владимира Огрызко министерство иностранных дел Украины ввязалось в очевидно не способствующую улучшению украинского внешнеполитического ведомства пропагандистскую войну, именно пропаганда, а не дипломатия, стала сутью деятельности министерства иностранных дел, и мы можем, подводя итоги деятельности Владимира Огрызко на посту министра иностранных дел Украины, охарактеризовать их как разгром украинской дипломатии, причем разгром совершенно целенаправленный, совершенно осознанный и воспринимаемый министром как наиболее идеальное выполнение поручений главы государства, как отражение тех внешнеполитических установок главы государства и некоторых сотрудников его секретариата, которые сам Виктор Ющенко и его сотрудники не хотели бы на себя брать. И я не считаю, что министерство иностранных дел должно было потакать этому – напротив, оно должно было бы этому сопротивляться. Но для тех депутатов Партии регионов, которые голосовали за отставку Владимира Огрызко главным вопросом было просто то, что министр не воспринимался ими как человек пророссийски настроенный и они всегда хотели уволить его, просто для этого им было необходимо совпадение интересов с Блоком Юлии Тимошенко. Так что, по большому счету, министр уже давно был обречен, он всегда воспринимался достаточно непросто в украинской политической жизни, и очевидно, что его отставка станет еще одним фрагментом того политического кризиса, который сопровождает социальный и экономический кризис в украинском государстве сегодня.

Версия для печати