Реформа РАН
19 апреля 2024 г.
Чиновной мысли дерзновенный полет
1 НОЯБРЯ 2013, ИГОРЬ ХАРИЧЕВ

Мария Олендская / ЕЖ

Федеральное агентство научных организаций стало реальностью. 25 октября Медведев подписал Постановление правительства РФ № 959, утверждающее Положение о ФАНО. Оба документа стали доступны общественности 28 октября. Весьма любопытные документы. Согласно им, в скором будущем руководить наукой будет гораздо больше народу, чем это было в РАН вместе с медицинской и сельскохозяйственной академиями. В Постановлении № 959 написано: «Разрешить Федеральному агентству научных организаций иметь до 7 заместителей руководителя, в том числе одного первого заместителя руководителя, а также в структуре центрального аппарата до 18 управлений по основным направлениям деятельности Агентства». При этом в самом Положении о ФАНОесть такой пункт: «Федеральное агентство научных организаций осуществляет свою деятельность непосредственно, через свои территориальные органы…» Представляете, сколько новых чиновников появится. И все они будут усиленно развивать отечественную науку!

Любопытно, что в Положении нет ни единого упоминания о Научно-координационном совете – том коллегиальном органе, включающем в себя известных ученых, на создании которого настаивали Президиум и общественность РАН. Именно этот орган мог встать на пути бездумного сокращения и слияния институтов, поскольку руководитель ФАНО должен был бы согласовывать с советом все принципиальные решения. Правда, в постановлении правительства есть такой пункт: «Федеральному агентству научных организаций образовать научно-координационный совет в целях координации взаимодействия Агентства и подведомственных ему научных организаций с федеральным государственным бюджетным учреждением "Российская академия наук", включив в его состав ученых, проводящих научные исследования на общепризнанном мировом уровне». Но если в Положении о ФАНО Научно-координационного совета нет, то не существует и конституированного механизма его взаимодействия с ФАНО. Совет станет ширмой. То есть руководство агентства сможет спокойно плевать на рекомендации совета.

Необходимо признать, что по тексту Положения обильно разбросан рефрен «совместно с федеральным государственным бюджетным учреждением "Российская академия наук"» или «с учетом предложений федерального государственного бюджетного учреждения "Российская академия наук"». Но эти формулировки тоже ни к чему не обязывают ФАНО и его руководителя.Так что всё прекрасно! Для чиновников. Делай, как чиновная душа пожелает. Воплощай дерзновенный полет чиновной мысли в жизнь.

Еще из Положения о ФАНО следует, что наука становится сферой государственных услуг. Кому услуг? Учёным? В том смысле, что ФАНО обеспечивает их работой и финансированием? Навряд ли. Скорее, чиновный язык подразумевает некий символический заказ на науку со стороны общества. Но право формулировать такой заказ неминуемо оставляют за собой чиновники.

Есть в Положении уйма других занятных формулировок. Например: ФАНО «проводит оценку эффективности деятельности организаций, подведомственных Агентству, в том числе с учетом оценки научной деятельности указанных организаций, осуществляемой федеральным государственным бюджетным учреждением "Российская академия наук"». Можете представить себе, как будут проводить оценку эффективности чиновники, не знающие науки. Скоро ученые погрязнут в горах бумаг, которые придется писать, дабы чиновники ФАНО могли спать спокойно.

Непосредственно о науке в Положении сказано мало: разве что в пункте 5.3.3.: ФАНО «разрабатывает совместно с федеральным государственным бюджетным учреждением "Российская академия наук" план проведения фундаментальных и поисковых научных исследований научными организациями, подведомственными Агентству, в рамках выполнения программы фундаментальных научных исследований в Российской Федерации на долгосрочный период». Похоже, для этого и нужна нынешняя РАН, превращенная в клуб академиков — чтобы помогать ФАНО разрабатывать план проведения научных исследований, но принимать решения будут чиновники. У нас только так.

А еще ФАНО «организует конгрессы, конференции, семинары, выставки и другие мероприятия в установленной сфере деятельности». Интересно, а сами институты смогут теперь организовывать конгрессы, конференции, семинары, выставки и другие мероприятия – то, что с успехом делали ранее? Или в будущем это возможно только через ФАНО? То есть теперь надо выпрашивать позволения провести конференцию или просить провести ее всемогущее ФАНО? Не менее интересен вопрос об участии в зарубежных конгрессах, конференциях. На них по-прежнему будут ездить ученые или теперь только чиновники ФАНО?

Есть в Положении странные вещи: ФАНО «обеспечивает собственную мобилизационную подготовку, а также контроль и координацию деятельности в области мобилизационной подготовки организаций, подведомственных Агентству». Похоже, из ученых в случае чего создадут научно-штурмовые роты или полки.

Мария Олендская / ЕЖ

Но главный шедевр Положения – пункт 5.15. Согласно ему, ФАНО «осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, главного администратора (администратора) доходов федерального бюджета, главного администратора (администратора) источников финансирования дефицита федерального бюджета». Вдумайтесь: ФАНО – администратор источников финансирования дефицита федерального бюджета! Похоже, это о распродаже зданий институтов. И, наверное, архивов. В иных институтских архивах десятки тысяч автографов великих людей, ценнейших рукописей или артефактов. Каждый можно загнать за очень большие деньги! Курочка по зернышку, а в итоге то ли бюджет будет сыт, то ли чиновный карман.

В довершение ко всему этому стоит напомнить, что за фундаментальную науку, а она почти вся была академической, теперь отвечает экономист – недавний заместитель министра финансов Михаил Котюков. Что он понимает в естественных науках? А в гуманитарных? Как сможет оценить важность тех или иных фундаментальных исследований? Впрочем, он и не должен уделять этому серьезное внимание:премьер Медведев, напутствуя Котюкова при новом назначении, сказал, что одна из основных задач главы Федерального агентства – выстроить систему управления имуществом научных организаций. Получается, что управление имуществом научных организаций – главное в деятельности ФАНО! А наука – дело второстепенное.

Сценарий скорого будущего известен: научных работников сократят, институты сольют, здания продадут, а оставшихся ученых посадят на голодный паек и заставят в планах на будущий год писать, сколько будет сделано фундаментальных открытий и сколько нобелевских премий будет получено. А когда через некоторое время выяснится, что из затеи с ФАНО ничего хорошего не получилось и Россия осталась без фундаментальной науки, Котюкова заменят на другого эффективного менеджера.

В четверг Путин предложил установить мораторий на год как на решения по имуществу РАН, так и на кадровые решения. Как полагает президент, за этот год ФАНО сможет «не спеша разобраться» с тем, как следует распоряжаться имуществом и какое имущество можно использовать «по другому назначению», «чтобы в течение года не принимались решения, которые могли бы привести к невосполнимым утратам». И разобраться в этом ФАНО поможет президиум РАН. Доводы ученых услышаны? Поживем – увидим.

 
Фотографии ЕЖ













  • Анна Дыбо: Скорее всего продолжается старая аппаратная игра, или спецоперация, являющаяся, в конечном итоге, рейдерским захватом.

  • АБН: На прошлой неделе академик Владислав Панченко попросил отложить выборы главы РАН на полгода и за это время описать в уставе более прозрачную процедуру.

  • Dmitry Zagubny: Ну как же, такие деньги и частично мимо "Озера", непорядок! Не могу подобрать приличных слов

РАНЕЕ В СЮЖЕТЕ
Академики добились уважения власти и проиграли сами себе
2 ОКТЯБРЯ 2017 // ОЛЬГА ОРЛОВА
26 сентября директор Института прикладной физики РАН Александр Сергеев выиграл выборы президента РАН с очевидным перевесом над соперниками. Уже на следующий день его утвердил в выбранной должности Владимир Путин. Тем самым была подведена черта почти детективной истории, которая завершилась победой академиков во всех смыслах. Они выбрали «своего» президента и «свой» президиум. Но хорошо ли это? История выборов президента РАН выходит за рамки кадровых академических перестановок. Поэтому ее подробности важно знать не только тем, кто следит за российской наукой.
Владимир Путин обиделся на академиков и все им ущемил
21 МАРТА 2017 // АЛЕКСАНДР РЫКЛИН
Сегодня какой-нибудь профильный клерк в АП просматривает заголовки статей и ухмыляется: «Скандал вселенского масштаба», «Колоссальный скандал», «Академикам запретили выбирать». «Какие же они трепетные эти наши генералы науки, раскудахтались-то как, — недоумевает наш клерк. — А всего-то — перенесли на несколько месяцев выборы президента. Подумаешь, несчастье…» Действительно, «ведь не в тюрьму и не в Сучан, не к высшей мере, и не к терновому венцу колесованьем, а как поленом по лицу — голосованьем»… Впрочем, голосованья-то как раз и не было. Его отменили по настоятельной просьбе вышестоящей организации.
Прямая речь
21 МАРТА 2017
Анна Дыбо: Скорее всего продолжается старая аппаратная игра, или спецоперация, являющаяся, в конечном итоге, рейдерским захватом.
В СМИ
21 МАРТА 2017
АБН: На прошлой неделе академик Владислав Панченко попросил отложить выборы главы РАН на полгода и за это время описать в уставе более прозрачную процедуру.
В блогах
21 МАРТА 2017
Dmitry Zagubny: Ну как же, такие деньги и частично мимо "Озера", непорядок! Не могу подобрать приличных слов
Мединский и Институт наследия
30 ИЮЛЯ 2016 // БОРИС КОЛЫМАГИН
Российская наука оказалась в системном кризисе. Действия «эффективных топ-менеджеров» способствуют ее деградации. Их прессинг затронул не только академические сферы, не только Минобрнаки, но и ведомство господина Мединского. Об этом свидетельствует, в частности, ряд скандальных увольнений в Российском научно-исследовательском институте культурного и природного наследия, находящегося в ведении Минкульта.
Научпоп как зона внутренней эмиграции
24 ФЕВРАЛЯ 2016 // ОЛЬГА ОРЛОВА
Премия Министерства образования и науки «За верность науке» вручается лучшим популяризаторам всего второй год. Но даже за этот короткий срок в области научпопа произошло столько взаимоисключающих вещей, что само по себе выводит эту область за рамки традиционной специализированной журналистики. Научная журналистика и научно-популярные проекты и акции стали настолько заметным явлением в нашей интеллектуальной среде, что к ним обратились даже те, кто далек от сферы науки. В течение одного года сначала Дмитрию Зимину, основателю фонда «Династия», министр образования и науки вручает специальную премию за меценатство и поддержку науки, а через девять месяцев фонд, проработавший с невероятной эффективностью десять лет, закрывается в связи с присвоением ему Минюстом статуса иностранного агента. А еще через месяц на церемонию премии «Просветитель», основанную тем же Дмитрием Зиминым, собирается оппозиционный бомонд.
Реформа без бенефициара
8 ИЮНЯ 2015 // ОЛЬГА ОРЛОВА
Реформа науки, объявленная летом 2013 г., только теперь началась по-настоящему. Министерство образования и науки и Федеральное агентство научных организаций подготовило пакет документов, который в корне изменит научный ландшафт России. Количество ученых сократится в три раза, а последним «камикадзе» будут давать задание чиновники. Об этом говорили участники Третьей конференции научных работников, прошедшей в Москве. Все началось в июне 2013 года, когда правительство представило проект закона о Российской академии наук, который вызвал шок даже у самых активных сторонников реформы.
Верной дорогой идете, товарищи!..
17 ИЮЛЯ 2014 // ЕВГЕНИЯ ХОДОРОВА
Итак, свершилось. Минкульт официально признал, что убийство Российского института истории искусств – штука не случайная, а тщательно продуманная и успешно осуществленная. Проделанная, иными словами, отнюдь не горе-исполнителями по святой наивности и малограмотности, а в полном соответствии с планом. Покуда научное сообщество с выпученными от ужаса глазами наблюдало, как буквально на улицу выгоняют ученых, взамен набирая откровенных дармоедов с огромнейшими окладами, как ликвидируется масса научных направлений, а в коллективе ведется ничем не прикрытый подкуп и растление слабых, Минкульт радостно потирал ручки.
Российская наука: жизнь после реформы РАН
27 МАРТА 2014 // ИГОРЬ ХАРИЧЕВ
Российская наука, несмотря на все старания чиновников, еще существует. Можно сказать, что пациент скорее жив, хотя условия для его существования весьма неблагоприятные. Да, престиж ученого у нас недопустимо низок, однако остались люди, для которых научный поиск представляется самым важным делом. Именно научное сообщество думает о том, как спасти отечественную науку. И единственный плюс от крайне сомнительной реформы Российской академии наук, отдавшей научные институты под полное управление чиновников, это то, что реформа сплотила научное сообщество, заставила действовать в непривычной сфере, близкой к науке, но наукой не являющейся — создать общественную организацию, отстаивающую интересы ученых и отечественной науки.