Федрезерв приступил к сворачиванию программы стимулирования
19 ДЕКАБРЯ 2013, МАКСИМ БЛАНТ

ИТАР-ТАСС

Двухдневное заседание Комитета по открытым рынкам Федеральной резервной системы (ФРС) США завершилось неожиданно для большинства аналитиков. Практически все были уверены, что менее чем за полтора месяца до своей отставки председатель ФРС Бен Бернанке никаких кардинальных решений принимать не будет, и сворачивать программу количественного смягчения будет преемница Бернанке Джанет Йеллен, которая приступит к своим обязанностям 1 февраля 2014 года.

Однако автор третьей (а заодно и первой со второй) программы выкупа активов решил сам начать ее сокращение. Так, начиная с января следующего года, ежемесячный объем выкупа активов сократится с 85 до 75 миллиардов долларов. При этом в заявлении, сделанном по итогам заседания, инвесторов успокоили тем, что политика «нулевых ставок» будет действовать в течение продолжительного времени, как минимум до снижения уровня безработицы до 6,5%.

Параллельно Федеральная резервная система улучшила прогнозы экономического роста на текущий и следующий годы и подтвердила, что целевой уровень безработицы в 6,5%, скорее всего, будет достигнут уже в 2014 году, а в 2015 году — на год раньше предыдущего плана — безработица опустится ниже 6%.

Еще одним фактором, который позволил ФРС приступить к сворачиванию стимулирующих мер, стало принятие американским Сенатом бюджета, что стало возможным благодаря компромиссу между республиканцами и демократами. Политическое противостояние, которое грозило в середине января вылиться в очередной правительственный кризис, можно считать завершенным, по крайней мере, на какое-то время.

Таким образом, инвесторы сочли действия ФРС не столько реальным ужесточением денежной политики, сколько символическим актом признания устойчивости роста американской экономики.  В результате после длившейся не более пяти минут попытки провала, предпринятой сразу после объявления о сокращении программы стимулирования, фондовые индексы США рванули вверх, установив новые исторические максимумы либо вплотную к ним приблизившись.

Вопрос в том, какими будут последствия для российской экономики. Несмотря на рост российских акций (который, к слову, серьезно уступает взлету американских котировок), радоваться пока нечему. Выздоровление американской экономики — безусловное благо. Однако раньше это напрямую связывалось с надеждами на рост нефтяных котировок. Теперь же, когда США активно наращивает добычу сланцевых углеводородов, надежды эти призрачны. Зато для инвесторов американская экономика, темпы роста которой почти вдвое выше, чем в России, не говоря уже о защищенности собственности и развитости институтов, гораздо привлекательнее российской. И отток капитала из России в сторону США только ускорится.

Это, кстати, касается не только России, но и остальных развивающихся рынков. Сокращение денежных вливаний со стороны ФРС и новая мода на инвестиции в США создают угрозу для многочисленных пузырей, выросших на развивающихся рынках и требующих постоянно растущей финансовой подпитки.












  • Константин Сонин: Обама последовательно следует логике: нельзя увеличивать долг без нового согласия Конгресса.

    Евгений Ясин: Им нужно решиться на меры очень неприятные для любого правительства...

  • «Коммерсантъ»: Вероятность технического дефолта в США невелика. Однако если он все же будет объявлен, это грозит глобальной экономике серьезными неприятностями.

  • Artur Agasiev: В мире есть две вещи без конца: вселенная и потолок госдолга США

РАНЕЕ В СЮЖЕТЕ
Потолок госдолга США все ближе
10 ФЕВРАЛЯ 2014 // МАКСИМ БЛАНТ
В США стартовал очередной сезон политического сериала «Повышение потолка госдолга». Начался он традиционно – с письма Секретаря Казначейства (министра финансов) Джейкоба Лью спикеру Палаты представителей Конгресса Джону Бейнеру. Подобного рода письма главы финансового ведомства в Конгресс стали уже многолетней традицией, и текст ничего нового в себе не несет. Лью предупреждает, что установленный Конгрессом на уровне 17,3 триллиона долларов лимит заимствований практически исчерпан, размер госдолга достиг 17,2 триллиона. Казначейство готово продержаться до 27 февраля. Оно будет обеспечивать непрерывность платежей за счет «чрезвычайных мер». Затем у Казначейства останутся только наличные деньги.
В СМИ
10 ФЕВРАЛЯ 2014
«Коммерсантъ»: Вероятность технического дефолта в США невелика. Однако если он все же будет объявлен, это грозит глобальной экономике серьезными неприятностями.
Прямая речь
10 ФЕВРАЛЯ 2014
Константин Сонин: Обама последовательно следует логике: нельзя увеличивать долг без нового согласия Конгресса. Евгений Ясин: Им нужно решиться на меры очень неприятные для любого правительства...
В блогах
10 ФЕВРАЛЯ 2014
Artur Agasiev: В мире есть две вещи без конца: вселенная и потолок госдолга США
Прямая речь
19 ДЕКАБРЯ 2013
Евгений Ясин: Я поддерживаю это решение и считаю, что оно весьма разумно. Константин Сонин: На российской экономике действие ФРС никак не скажется.
В блогах
19 ДЕКАБРЯ 2013
spydell: Вот и подошла к концу эпоха правления Бена Бернанке. Конец бесславный и достаточно драматический.
В СМИ
19 ДЕКАБРЯ 2013
Газета.ру: Рынки отреагировали бурным ростом. «Финам»: Пока наибольший интерес представляет реакция участников рынка на заявление ФРС.
Технический дефолт США откладывается
17 ОКТЯБРЯ 2013 // МАКСИМ БЛАНТ
США в очередной раз удалось избежать технического дефолта, и вынужденные каникулы госслужащих закончились. С четверга американское правительство возобновит работу в полном объеме, а Федеральное казначейство получит возможность занимать деньги, чтобы обслуживать госдолг и оплачивать бюджетные расходы. Конгрессмены, правда, согласились санкционировать финансирование правительства только до 15 января 2014 года, а планка госдолга поднята лишь до 7 февраля, так что через три месяца шоу имеет все шансы продолжиться.
Прямая речь
17 ОКТЯБРЯ 2013
Мария Липман: Два года назад в подобной ситуации аналитики говорили, что Обама проявил слабость... Евгений Ясин: Проблемы не решены, они отложены.
В СМИ
17 ОКТЯБРЯ 2013
Коммерсант: Представители «Великой старой партии» были готовы продолжать борьбу, и пошли на уступки только из-за того боязни потерять контроль над палатой представителей.