Цензура
10 сентября 2024 г.
Запрет спектаклей на книжном фестивале - пример цензуры

По требованию Министерства культуры РФ из программы Московского международного открытого книжного фестиваля (ММОКФ) исключен показ двух кукольных спектаклей. Речь идет о детском спектакле по пьесе "Душа подушки" Олжаса Жанайдарова в постановке главного режиссера Театра кукол им. С.В. Образцова, лауреата "Золотой маски" Бориса Константинова и взрослом по пьесе Максима Курочкина "Травоядные" в постановке главного режиссера Театра кукол республики Карелия, номинанта "Золотой маски" Натальи Пахомовой. В письме к организаторам ММОКФ за подписью первого замминистра культуры Владимира Аристархова говорится, что "по имеющейся информации, в пьесе "Душа подушки" могут быть усмотрены признаки пропаганды гомосексуализма среди несовершеннолетних. Пьеса "Травоядные" содержит нецензурную брань". В знак протеста против цензуры со стороны Минкульта от участия в Московском международном открытом книжном фестивале отказались Международное историко-просветительское, правозащитное и благотворительное общество "Мемориал", премия "Просветитель",  "Новое издательство", поэт Лев Рубинштейн, журналист Михаил Калужский.

ИТАР-ТАСС

Ситуация достаточно простая. Руководство фестиваля, которое является также и руководством ЦДХ, получило письмо, которое представляет собой абсолютно демонстративный пример предварительной цензуры. Формально цензура у нас в стране запрещена Конституцией, однако чиновники Министерства культуры позволяют себе цензурировать программу фестиваля, «поскольку обозначенное мероприятие противоречит принятым в российской культуре традиционным нравственным ценностям». По всей видимости, где-то между двумя стиральными машинами в своей прачечной они сами формулируют, утверждают и объявляют обязательными эти традиционные нравственные ценности. Где-то там, среди мешков стирального порошка, хранятся и скрижали, на которые всё записано.

Проблема, собственно, заключается в том, что это — шантаж. Министерство культуры впервые решило поиметь какое-то отношение к этому фестивалю, потому что он стал крупным, многолюдным, престижным, представительным, и чиновники решили как-то к нему подключиться. Минкульт объявил себя патроном ММОКф, пообещал каких-то денег, а за день до его начала под угрозой отъёма всех этих благ решил скорректировать программу. Это торжество принципа «кто заказывает музыку, тот и танцует девочку». Но на фестивалях, и вообще в искусстве, в общественной жизни так не бывает. Человек или учреждение, которое каким-то образом оказывает помощь тому или иному мероприятию, не принимает на себя обязанностей или прав цензора. Такое действие — признак совершенно дремучего диктаторского подхода. Люди, которые принимали решение об этом фестивале в министерстве, знали, как он устроен, знали, каковы его ценности, а тут они пытаются напрямую на это влиять.

Это ещё один из элементов того «срыва резьбы», который происходит на протяжении последних нескольких месяцев, когда целый ряд государственных учреждений и чиновников решили, что «теперь можно». То, относительно чего они всегда привыкли стесняться, были скованы рамками закона, приличий, традиций, здравого смысла, теперь стало допустимо, и они считают, что могут себе позволить любое решение по своему усмотрению, и никто не посмеет им перечить. А поскольку руководство фестиваля молча приняло такую постановку вопроса и согласилось убрать те элементы программы, которые чиновникам показались неприемлемыми, то значительное количество участников просто вышло, в том числе «Мемориал».

У них было несколько очень важных и очень интересных элементов программы, в частности, в одном должен был участвовать я: большая презентация проекта «Последний адрес», посвящённого увековечению жертв политических репрессий в России. Но очевидно, что проводить что-то подобное в пространстве, превратившимся в танцплощадку, где мальчик из Министерства культуры танцует свою девочку — невозможно и неприемлемо, и все мероприятия будут происходить в других местах. В частности, была подготовлена  выставка мемориальных знаков для «Последнего адреса», который сейчас ищет себе новую площадку.

И это решение абсолютно правильное, потому что практика показывает, что попытка что-то перетерпеть и посотрудничать оборачивается только тем, что власть наглеет ещё больше и запускает руки ещё глубже. Такая политика умиротворения агрессора хорошо известна на разных уровнях: на уровне международной политики, на уровне большой государственной политики и на уровне взаимодействия конкретного гражданина с властями. По существу этот подход сводится к мысли «давайте мы накормим чудовище, может быть, оно будет к нам добрее». Практика показывает, что не будет. Чудовище испытывает лишь больший аппетит и жрёт всё менее опрятно и во всё больших количествах. Такая тактика сотрудничества и последовательных уступок себя дискредитировала, потому что она приводит только к тому, власть требует новых уступок, а пространство свободы и законности становится всё меньше и меньше. По существу, речь идёт о добровольном отказе граждан и организаций от своих законных прав, и совершенно непонятно, почему надо добровольно идти на поводу у беззакония, а то, что сделал чиновник Минкульта — это беззаконно, не говоря уже о том, что безнравственно. Поощрять их на этом пути не нужно.


Фото ИТАР-ТАСС/ Павел Смертин













  • Николай Сванидзе: Позорное и абсолютно идеологическое решение, совершенно политическое. Оно не имеет никакого отношения к маркировке, власти хотят заштриховать нашу память...

  • Forbes.ru: В ситуации «осажденной крепости» поиск внутреннего врага становится способом переключения внимания общества. 

  • Maria Kravchenko: в Туле список таких людей ведет местный телеграм-канал, связанный с правоохранительными органами - публикует их фотографии и обвиняет их в сексуальных девиациях. 

РАНЕЕ В СЮЖЕТЕ
Время стукачей
22 МАРТА 2022 // ИГОРЬ ЯКОВЕНКО
Своим недавним заявлением по поводу необходимости очищения от «нацпредателей», которых великий русский народ «выплюнет на панель как мошку, случайно залетевшую в рот», Путин запустил два родственных процесса. Во-первых, открыл шлюзы народной инициативы. Во-вторых, освободил и направил в нужное русло энергию административного творчества. Оба этих бурных потока имеют одно содержание – стукачество. Движение «павликов морозовых», «дятлов» и «барабанщиков» на глазах приобретает массовый характер.
В СМИ
22 МАРТА 2022
Forbes.ru: В ситуации «осажденной крепости» поиск внутреннего врага становится способом переключения внимания общества. 
В блогах
22 МАРТА 2022
Maria Kravchenko: в Туле список таких людей ведет местный телеграм-канал, связанный с правоохранительными органами - публикует их фотографии и обвиняет их в сексуальных девиациях. 
В СМИ
4 МАРТА 2022
Фонтанка.ру: В российских школах прошёл урок «Защитники мира», в котором государство объяснило происходящее на Украине детям. 
Время назад
29 ДЕКАБРЯ 2021 // ИГОРЬ ЯКОВЕНКО
В этот день 99 лет назад, 29 декабря 1922 года, был подписан Договор об образовании СССР. Его подписали РСФСР, УССР, БССР и ЗСФСР (Закавказская Федерация). Через 69 лет СССР прекратил свое существование. Владимир Путин называет происшедший 30 лет назад распад СССР распадом исторической России, угрожает вторжением Украине, требует от Запада гарантий ее невступления в НАТО и пытается поглотить Беларусь. Голова Путина повернута в прошлое. И в какой-то степени ему удалось повернуть время в России назад. Верховный суд России 28 декабря по иску Генеральной прокуратуры ликвидировал международное историко-просветительское общество «Мемориал».
Прямая речь
29 ДЕКАБРЯ 2021
Николай Сванидзе: Позорное и абсолютно идеологическое решение, совершенно политическое. Оно не имеет никакого отношения к маркировке, власти хотят заштриховать нашу память...
В СМИ
29 ДЕКАБРЯ 2021
Коммерсант: «Разумеется, мы будем опротестовывать решение Верховного суда РФ всеми доступными нам путями. И мы найдем законные способы продолжать нашу работу»,— сообщил сам «Мемориал».
В блогах
29 ДЕКАБРЯ 2021
Кирилл Мартынов: Ликвидацией Мемориала это государство превратило себя в вечного экзистенциального врага для всех, кто задумывался о том, что случилось со страной в 1930-е.
Принципиальная борьба с голой задницей
1 НОЯБРЯ 2021 // АЛЕКСАНДР ГОЛЬЦ
Когда, объясняя пытливым зарубежцам суть отечественной внутренней политики, главный начальник завел речь о «здоровом консерватизме», – «чур, меня, чур!», я возопил я внутренне. При этом вашего покорного слугу в силу возраста (увы, увы), образования и воспитания как раз и следует отнести к консерваторам (хочется верить, «здоровым»). Сознаюсь, у меня вызывает стойкое раздражение любое публичное обсуждение проблем, которые я отношу к интимной сфере. Причем это касается не только чьих-то гомосексуальных отношений и ориентации, но, не смейтесь, и гетеросексуальных тоже. 
В СМИ
1 НОЯБРЯ 2021
«Новая газета»: В целях защиты сакральных городских видов в России начали сажать…