Катастрофы
14 октября 2024 г.
Итоги недели. Кто же виноват?

ИТАР-ТАСС

Август, месяц российских ужасов, пришел в июле. В московском метро на Арбатско-Покровской линии произошла самая крупная в истории катастрофа: более двух десятков погибших. На следующий после трагедии день все ведающий Следственный комитет уже задержал виновных. Ими оказались дорожный мастер и его помощник. Они, по версии следствия, неправильно закрепили стрелку. Видимо, ощущая, мягко говоря, смехотворность этой самой версии, следственные начальники грозно заявили, что готовы задать вопросы и более высокопоставленным ответственным лицам. Наверное, доберутся аж до начальника депо. Или, страшно сказать, до начальника какого-нибудь департамента.

Тут же, как по заказу, появились комментарии о том, что идти выше, требовать увольнения директора метрополитена Беседина и зама московского мэра Ликсутова вроде бы бессмысленно. В самом деле, не они же обвязывали злополучную стрелку трехмиллиметровой проволокой, не они принимали зачеты по технике безопасности у дорожного мастера и его помощника. Ну вот, теперь демшиза, кривят губы профессиональные циники, начнет верещать, что виноват кровавый режим.

Здесь возникает самый любопытный вопрос: а кто же все-таки виноват? Мне, простому москвичу, который минимум дважды в день проезжал и, увы, будет проезжать этот самый участок метро, интересно, а кто, собственно говоря, несет ответственность за то, что я живым доеду до дома? Ну не дорожный же мастер с помощником. Еще один небезынтересный вопрос, а за что, собственно говоря, господа Ликсутов и Беседин получают свои немалые зарплаты? Я-то по наивности полагал, что за организацию работы метро и, прежде всего, за обеспечение моей безопасности, как и безопасности миллионов людей, которые каждый день спускаются под землю.

И вот ровно здесь выясняется, что в рамках путинской вертикали власти эти начальники (как все прочие) отвечают за что угодно: за балансирование бюджета, за регулярное выражение всеми сотрудниками любви к президенту — но только не за нашу безопасность (о глупостях, вроде комфорта, речи давно уже не идет). Сам главный начальник, находясь за тридевять земель от подведомственной страны, все же посчитал нужным расставить все необходимые точки и определить, как далеко следует заходить следствию: «Если будет доказано, что конкретный человек, такой-то, такой-то, и по их вине произошла эта катастрофа (а это ужасная катастрофа, и я хочу ещё раз выразить соболезнования семьям погибших и высказать слова солидарности пострадавшим, и мы сделаем всё для того, чтобы помочь им), следственные органы должны будут изобличить виновных (я уже вчера с Бастрыкиным на этот счёт говорил) и привлечь к ответственности этих виновных, но именно конкретных людей, тех, кто виноват».

Это демонстративное стремление к «конкретике» аккуратно выводит из зоны ответственности больших номенклатурных руководителей. По сути это развернутая концепция взаимоотношений «низов и верхов» в представлении Путина. Наказывать следует конкретного слесаря, мастера, стрелочника, который что-то там не докрутил, не довязал, не включил. При этом никакой вины не числится за теми, кто должен создать некую систему, чтобы все эти «конкретные» люди могли бы и хотели работать хорошо. Таким образом, и сам Владимир Владимирович выводится из-под любой ответственности за некомпетентность и безответственность огромного количества чиновников, населяющих многочисленные этажи выстроенной им вертикали власти.

Тот же московский метрополитен представляет собой закрытую организацию. Известно лишь, что он регулярно поднимает цену за проезд. А вот как тратятся собранные с граждан деньги – великая тайна. Мало этого, сотрудники метро, как сообщают СМИ, вынуждены работать сверхурочно, в нарушение всех правил. При этом они зависят от благоволения начальника, который может срезать слишком принципиальным премию, составляющую половину зарплаты. Это, согласитесь, вполне внятная система управления. Но прямой связи с катастрофой здесь нет. И обвинений предъявлять некому. И уж точно при таком подходе невозможно предъявлять претензий к российской власти за августовские катастрофы, приходящие с фатальной неотвратимостью.


На фото: Россия. Москва. 15 июля. Тела погибших в результате аварии в метро между станциями "Славянский бульвар" и "Парк победы" на Арбатско-Покровской линии.

Фото ИТАР-ТАСС/ Михаил Джапаридзе












  • Алексей Макаркин: У власти и КПРФ есть консенсус в том, что и те, и другие недовольны попытками Рашкина договориться с Алексеем Навальным.

  • Газета.RU: По числу жертв это крупнейшее ЧС на российских шахтах за последние 11 лет — со взрывов на шахте «Распадская» в Кузбассе в мае 2010 года. Тогда погиб 91 человек.

  • Лиза Канашева: Оставила Вальку в школе, ушла стоять за «Мемориал». Дмитрий Гудков: Пауки в банке, вне сомнений. Но даже и здесь двойные стандарты: друзьям - все, врагам - закон.

РАНЕЕ В СЮЖЕТЕ
Портрет Госдумы на фоне лося
26 НОЯБРЯ 2021 // ИГОРЬ ЯКОВЕНКО
Трагедия на шахте «Листвяжная». Как Госдума сдавала Рашкина. Лось и президент Кеннеди. Почему прокурор Краснов не смог ответить на вопрос КПРФ. Ж. отомстил Рашкину и потребовал поймать призрак коммунизма, который бродит по Европе. «Новые люди» решили начать с Рашкина борьбу с привилегиями. На чем основан отптимизм адвоката «Мемориала» Резника? 25 ноября утром в шахте «Листвяжная» в поселке Грамотеино города Белово Кемеровской области произошел взрыв и задымление, в результате которого, по последним сведениям, погибли 52 человека. Накануне шахтеры жаловались на запах газа и гари, но работа шахты так и не была остановлена...
Прямая речь
26 НОЯБРЯ 2021
Алексей Макаркин: У власти и КПРФ есть консенсус в том, что и те, и другие недовольны попытками Рашкина договориться с Алексеем Навальным.
В СМИ
26 НОЯБРЯ 2021
Газета.RU: По числу жертв это крупнейшее ЧС на российских шахтах за последние 11 лет — со взрывов на шахте «Распадская» в Кузбассе в мае 2010 года. Тогда погиб 91 человек.
В блогах
26 НОЯБРЯ 2021
Лиза Канашева: Оставила Вальку в школе, ушла стоять за «Мемориал». Дмитрий Гудков: Пауки в банке, вне сомнений. Но даже и здесь двойные стандарты: друзьям - все, врагам - закон.
А между тем в Лондоне и Гааге все идет своим чередом
22 СЕНТЯБРЯ 2021 // АЛЕКСАНДР РЫКЛИН
Пока внимание российского гражданского общества сосредоточено на чудовищной электоральной авантюре, которую здесь все еще называют «выборами», в разных точках земного шара шли процессы, призванные доказать уголовную сущность правящего в России режима. И никакие отечественные пропагандисты или силовики, никакая АП или ФСБ вмешаться в них не могут. Никакое «электронное голосование» тут применить не удастся. В начале сентября в Гааге возобновился процесс по делу сбитого малазийского «боинга», совершавшего рейс MH-17. Тогда, в 2014 году, погибли 298 человек.
Прямая речь
22 СЕНТЯБРЯ 2021
Николай Сванидзе: При нынешней власти Россия ничего не сделает, чтобы помочь любому из этих расследований или признать их итоги.
В СМИ
22 СЕНТЯБРЯ 2021
Росбалт: Россию должна признать свою вину и попросить прощения. Этого потребовали родственники жертв катастрофы МН17...
В блогах
22 СЕНТЯБРЯ 2021
Хадижат Мамадаева: Капец....их что, трое было.....это же теперь все шутки переделывать
В России горит тайга на территории больше Латвии
17 АВГУСТА 2021 // АЛЕКСАНДР РЫКЛИН
Это нынче такой расхожий прием – площадь пожаров, которые прямо сейчас полыхают в Якутии, сопоставлять с размерами каких-нибудь стран. Ваш покорный слуга в качестве примера привел Латвию, а можно было бы Литву, или Грузию, или Чехию. Что такое семь миллионов гектаров, никто понять не может. Даже те, кто пытаются. Люди вспоминают, что их дачный участок двенадцать соток, потом долго вычисляют, сколько соток в гектаре, начинают делить в столбик, но до конца никто не добирается. А тут все очень наглядно и доходчиво – горит вся Чехия, целиком. 
Прямая речь
17 АВГУСТА 2021
Дмитрий Орешкин: Эти бедствия популярности властям, конечно, не прибавят, но вряд ли убавят поддержку, просто потому что у людей, особенно в провинции, не выработан навык требовать...