КОММЕНТАРИИ
В обществе

В обществеПервая мировая сквозь призму ГУЛАГа

18 АВГУСТА 2014 г. БОРИС КОЛЫМАГИН

ИТАР-ТАСС

В России, пусть и не очень масштабно, отмечается юбилей Первой мировой войны, «империалистической», как называли ее в советских учебниках. Сто лет назад Австро-Венгрия выступила против Сербии. 14 августа (по новому стилю) Германия объявила войну России, 16-го Франции и Бельгии, 17-го на авансцене появляется Британия…

Сегодня в стране проходят выставки, конференции, возводятся памятные знаки, посвященные юбилею. Но при этом мало кто вспоминает о том, что многие выжившие оказались потом репрессированы.

Самые интересные события, как это часто бывает, происходят в северной столице и ее окрестностях. На днях в Государевой Ратной палате в бывшем Царском селе открыли единственный в стране музей Великой войны (так ее еще называли в Российской империи), а в Музее истории религий увидела свет экспозиция с пафосным названием «За Веру, Царя и Отечество».

На выставке, не очень многолюдной, но любопытной, много плакатов, открыток, листовок. В режиме нон-стоп идет показ фотографий и кадров кинохроники. Несколько уникальных по своей иконографии икон с удивительными ликами притягивают зрителей. Вообще религиозный фактор, и это видно по экспозиции, активно использовался противниками в пропагандистских целях. Это заметно и по выставке в Русском музее, где, например, Николай Рерих изобразил кайзера Вильгельма в виде антихриста.

В Русском музее немало первоклассных работ из фондов хранилища. Картины и рисунки Петрова-Водкина и Филонова, графика Гончаровой и Шагала, плакаты Коровина… Впечатляет неоконченная работа Василия Шухаева «Полк на позициях»—групповой портрет офицеров лейб-гвардии гусарского полка. Своеобразный реквием по императорской армии…

Есть что посмотреть и над чем подумать: о доблести, о подвигах, о славе. О страхе и боли. Художники не боялись правды, не боялись изображать калек и обездоленных.

Но чего нет на этих и подобных им выставках, так это темы ГУЛАГа. Как-то не вписывается она в современную культурную жизнь. И это при том, что многие герои царской армии окончили жизнь за колючей проволокой или в советских застенках.

В наши славные времена возвращения совка о репрессиях в СССР говорить не принято. Некоторые объекты, связанные с «неудобным сюжетом», властипредержащие даже прикрывают. Как это произошло, скажем, недавно в Перми, где существование единственного в России музея политических репрессий «Пермь-36» оказалось под вопросом.

Но слова из песни все равно не выкинуть. И отмечая начало Первой мировой, невозможно не вспомнить и советский концлагерь.

В городе на Неве нашлось несколько общественных организаций, которые эту тему подняли. 10 августа на Левашовском мемориальном кладбище под Петербургом, где похоронены десятки тысяч расстрелянных в годы Большого террора, был открыт памятный крест жертвам советских репрессий — участникам Первой мировой войны. Инициаторами создания памятника стали петербургские общественные организации Центр «Возвращенные имена» и Мемориально-просветительский и историко-культурный центр «Белое дело».

Собравшиеся пропели «вечную память» солдатам, офицерам и генералам царской армии. У памятника руководитель Центра «Возвращенные имена» Анатолий Разумов сказал: «Только по спискам Русского общевоинского союза в Ленинграде за полтора года были расстреляны около 500 человек, в основном офицеров Первой мировой, а еще расстреливали по протоколам ''тройки'' и ''двойки''. В их анкетах указано: служил в царской армии, в армиях Юденича, Колчака, Деникина. Это была черная метка, по которой их приговаривали к расстрелу. Здесь, в Левашове, может лежать не одна, а несколько тысяч человек. Сегодня мы открыли памятник тем, кто пережил Великую войну, революцию, Гражданскую войну, некоторые пережили даже эмиграцию и вернулись на родину. Все они годами стояли на учете в органах ОГПУ-НКВД как неблагонадежные люди с неподходящим прошлым и неподходящей биографией. В 1937-1938 годах,согласно планам партии и правительства, их лишили права на жизнь и права на могилу. Мы не можем сказать о каждом из них, кто где похоронен, но помним их всех».

Памятник репрессированным воинам царской армии в Левашове не просто хорошее дело. Это еще одна попытка вернуться к полноценной истории. К истории без купюр, без умолчаний.



На фото: Россия. Санкт-Петербург. 4 августа. Посетители на открытии музея "Россия в Великой войне" на территории государственного музея-заповедника "Царское Село".

Фото ИТАР-ТАСС/ Руслан Шамуков

Версия для печати
 



Материалы по теме

ГУЛАГ жив! // ЕЛЕНА САННИКОВА
Заявление Вольного исторического общества о Феодосийском музее древностей // ЕЖЕДНЕВНЫЙ ЖУРНАЛ
Тучи над Исаакиевским собором // БОРИС КОЛЫМАГИН
Медиафрения. Боевая капсула // ИГОРЬ ЯКОВЕНКО
На западном фронте без перемен // БОРИС КОЛЫМАГИН
 Антимиссионерский ход патриарха Кирилла // БОРИС КОЛЫМАГИН
Мумба-юмба // БОРИС КОЛЫМАГИН
Клин между культурой и Церковью // БОРИС КОЛЫМАГИН
Экскурсия // МАТВЕЙ ГАНАПОЛЬСКИЙ