Деловой климат
14 декабря 2024 г.
ЦБ все меньше соответствует новой экономической модели
1 ОКТЯБРЯ 2014, МАКСИМ БЛАНТ

ИТАР-ТАСС

Минувший третий квартал 2014 года стал для российской валюты худшими тремя месяцами после кризиса 1998 года. Курс доллара за этот период вырос на 16 с лишним процентов, поставив несколько абсолютных рекордов и вплотную приблизившись в последний день сентября к отметке в 40 рублей за доллар. К объективным факторам давления на рубль добавились слухи о возможном введении ограничений на движение капитала в случае резкого роста оттока из России. На этих слухах курс пробил верхнюю границу коридора бивалютной корзины, вынудив ЦБ прибегнуть к интервенциям.

Поводом для краткосрочной паники на российском валютном рынке послужила опубликованная агентством Bloomberg информация о том, что в Банке России обсуждается возможность ужесточения валютного контроля и введение ограничений на вывоз капитала. Банк России практически сразу опроверг информацию агентства, и курс, почти без вмешательства ЦБ (большинство участников рынка сходятся в незначительном объеме интервенций со стороны Центробанка), вернулся под верхнюю планку коридора.

При этом, несмотря на довольно категоричные заявления представителей Банка России о том, что регулятор не рассматривает возможностей возврата к отмененным 8 лет назад ограничениям на валютном рынке, вопрос этот действительно обсуждается, причем не столько в ЦБ, сколько в правительстве. Так, на заседании кабинета министров 25 сентября глава Банка России Эльвира Набиуллина выступила категорически против введения подобного рода ограничений: «Это будет крайне негативно воспринято инвесторами, которые будут искать способы обойти ограничения. На наш взгляд, это нецелесообразный путь».

Более того, представители ЦБ пока довольно решительно настроены и в вопросе дальнейшей либерализации российского валютного рынка. Стоит напомнить, что с 1 января следующего года рубль официально отправляется в свободное плавание. Никакие коридоры колебаний российской национальной валюты ограничивать больше не должны, а интервенции ЦБ, если и будут осуществляться, то только в экстраординарных случаях. Главным же инструментом денежно-кредитной политики, как и в большинстве развитых стран, должна стать политика учетных ставок.

Проблема заключается в том, что вся эта долгосрочная стратегия ЦБ, основанная на использовании рыночных механизмов и направленная на создание конкурентоспособной, предсказуемой и прозрачной денежно-кредитной политики, формировалась в условиях совсем другой экономики. Экономики, которая сама пыталась базироваться на рыночных институтах, оперировала понятиями «деловой климат» и «частные инвестиции». Экономики, которая оставалась частью мирового хозяйства и должна была конкурировать с другими развивающимися экономиками за деньги инвесторов. Наконец, экономики, которая, пусть благодаря высоким ценам на нефть, могла похвастаться положительным сальдо платежного баланса, что объективно поддерживало национальную валюту.

Однако той экономики в России сегодня уже нет, и движется нынешняя политэкономическая система совсем в другую сторону, чем даже год-полтора назад. У нынешней экономической политики совсем иные цели и средства их достижения. Справедливости ради, следует отметить, что формулироваться они начали еще до украинского кризиса, но тогда мобилизационная экономика, делающая ставку на госинвестиции и «ручное управление» была предметом дискуссий. Теперь же, после введения санкций, никаких дискуссий не осталось, а вялые попытки ссылаться на рыночные механизмы и инвестиционный климат давно уже даже ответа не удостаиваются – как с вопросом о конфискации пенсионных накоплений.

Поэтому Банк России с его политикой и стратегией все больше вступает в противоречие с экономическими реалиями. В чью пользу эти противоречия разрешатся, очевидно уже сегодня. И даже если руководство ЦБ будет продолжать проявлять упорство в своей приверженности рыночным механизмам регулирования, это приведет лишь к тому, что «мегарегулятор» попросту утратит статус независимого института. Госдуме понадобится от силы пару дней, чтобы превратить главу Банка России в директора печатного станка, послушного воле партии и правительства.

На фото: OLIVER BERG / ЕРА / ТАСС














  • Максим Блант: Развитые страны... могут перераспределить средства, полученные от МВФ, в пользу особо нуждающихся стран Африки или Азии. Высока вероятность, что Россия тоже пойдёт по этому пути:

  • BFM.RU: Россия получила около 18 млрд долларов от МВФ в рамках антикризисного распределения средств фонда. Соответствующее решение организации вступило в силу сегодня.

  • Александр Роджерс: Моё личное мнение - нам этот кредит нафиг не нужен, у нас своих запасов на порядки больше.

РАНЕЕ В СЮЖЕТЕ
Нет у тебя, дорогой Запад, методов против Владимира Путина
24 АВГУСТА 2021 // АЛЕКСАНДР РЫКЛИН
В минувший понедельник МВФ объявил о том, что с этого дня вступает в силу решение о распределении 650 миллиардов долларов между странами — держателями квот крупнейшего международного финансового института. Квоты эти рассчитываются по довольно сложной схеме. Учитывается не только вклад в копилку МВФ, но и разнообразные внутренние факторы: размеры ВВП, величина валютных резервов, состояние рынка. России от этой увесистой буханки достался ломоть в 17,5 миллиарда долларов. Учитывая, что нынче валютные резервы нашей страны составляют почти 600 миллиардов, деньги эти не кажутся чересчур важными для Кремля. Однако это не так.
Прямая речь
24 АВГУСТА 2021
Максим Блант: Развитые страны... могут перераспределить средства, полученные от МВФ, в пользу особо нуждающихся стран Африки или Азии. Высока вероятность, что Россия тоже пойдёт по этому пути:
В СМИ
24 АВГУСТА 2021
BFM.RU: Россия получила около 18 млрд долларов от МВФ в рамках антикризисного распределения средств фонда. Соответствующее решение организации вступило в силу сегодня.
В блогах
24 АВГУСТА 2021
Александр Роджерс: Моё личное мнение - нам этот кредит нафиг не нужен, у нас своих запасов на порядки больше.
Нынешняя Россия ворует все — территории, выборы, товарные бренды
6 ИЮЛЯ 2021 // АЛЕКСАНДР РЫКЛИН
В последнее время часто приходится слышать и читать, что российская власть нас уже ничем удивить не может. Дескать, за последние годы ею было совершено столько поразительных поступков, хоть на внешнеполитической арене, хоть на внутренней, что мы уже ко всему готовы и любые действия начальников воспримем, может, и с возмущением, но точно без удивления. Хочу вам сказать, что конец минувшей недели явно опрокинул этот тезис. В прошедшую пятницу глава государства подписал поправки в закон о регулировании алкогольной продукции, из которых следует, что «шампанским» в России теперь может называться продукт, произведенный исключительно на территории РФ...
Прямая речь
6 ИЮЛЯ 2021
Максим Блант: Это удар по брендам и, в конечном итоге, по доле на российском рынке.
В СМИ
6 ИЮЛЯ 2021
ALTAPRESS.RU: Владимир Путин 2 июля подписал закон, согласно которому слово «шампанское» можно использовать только по отношению к «российскому шампанскому», произведенному в России.
В блогах
6 ИЮЛЯ 2021
Антон Туманов: Думаю, шампанское — это только начало. Следующим этапом...  желающих поставлять свою продукцию в Россию, обяжут писать на этикетках «некачественная заморская бормотуха...
Реквием по системному либерализму
2 ИЮЛЯ 2021 // ИГОРЬ ЯКОВЕНКО
Конец «Вышки». Как Ярослав Кузьминов пытался совместить либерализм с дружбой с начальством, и почему либералы при людоедах либо идут на корм, либо входят в совет директоров АФК «Система» Один из создателей Высшей школы экономики и ее бессменный ректор Ярослав Кузьминов 1.07.2021 покинул свой пост, который он занимал 28 лет. В своем обращении к коллегам Кузьминов сообщает, что решил сосредоточиться на «научной деятельности», и попросил сотрудников и студентов «беречь "Вышку"». «Я хочу уйти сейчас, потому что еще есть то, что хочу сделать в науке, в проектной работе, и я чувствую для этого в себе силы…»
Прямая речь
2 ИЮЛЯ 2021
Леонид Гозман: Пределы компромисса для себя определяет сам человек, если при сотрудничестве с режимом он не идёт на прямые преступления.